Привет, Регфорум!
В наши айтишные руки попал весьма интересный документ от Ассоциации банков России, который может серьёзным образом повлиять на порядок регистрации юридических лиц и ИП и на «регистраторский бизнес» особенно.
Одно из главных изменений, которое грозит подкосить существующий рынок регистрации и юридических адресов, – это передача банкам полномочий по направлению электронных документов заявителей в ИФНС.
Об этом коллеги уже писали, и чтобы не искать, повторим цитату из законопроекта:
«Кредитная организация вправе осуществить прием документов для государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица в электронной форме, подписанных усиленной квалифицированной подписью заявителя, и передачу таких документов в регистрирующий орган в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Однако дело не ограничивается только направлением банком документов заявителя в регорган. В начале года банки уже выступили с инициативой предоставлять в качестве юридического адреса создаваемой организации электронный адрес.
В целом, идея весьма новаторская и труднореализуемая, потому что существуют железобетонные доводы ФНС, что организация находится там, где ее руководитель. Если руководитель – это физическое лицо, а не искусственный интеллект, то и располагаться он должен в реальном пространстве (улица, дом, комната, стол, стул), а не в виртуальном. И пока статья 54 ГК РФ останется в той же редакции, вряд ли получится зарегистрировать ООО на email.
Да и в целом, при регистрации компаний на юридический электронный адрес возникает множество вопросов. Как минимум, в какой ИФНС такая организация будет становиться на учет и платить налоги? Как будет осуществляться связь с ЕИО? И что будет с зарегистрированной через банк организацией, если у кредитного учреждения отзовут лицензию?
В свете этого вариант регистрации на адрес почтового отделения выглядит более реальным, потому что он привязывает организацию не к электронному адресу, а к месту жительства (или нахождения) заявителей.
Первоначально инициативы шли всего от трех банков: Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк, но в конце мая Ассоциация банков России разослала всем своим членам письмо с просьбой в кратчайшие сроки (всего неделя!) внести предложения и замечания по новой процедуре регистрации.
К письму приложен законопроект, и он отличается от того, который уже обсуждался на Регфоруме. Судя по тексту, в вопросах регистрации банки решили объединиться с Почтой России.
Один из новых пунктов законопроекта так и называется: «Особенности использования адреса отделения почтовой связи при прохождении государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица с использованием информационной структуры кредитной организации».
С другими нововведениями можно ознакомиться из оригинала. Если кратко, схема выглядит так:
Кстати, срок обратной связи по этому письму уже истек (04.06.2018), и банки свое мнение должны были высказать. А вот (желаемый) срок вступление нововведений в силу указан 1 января 2019 года.
Коллеги, кто-нибудь в курсе темы? Как вы в целом смотрите на передачу функций первичной регистрации в банки и видите ли вы в этом угрозу своему бизнесу. Поделитесь информацией и соображениями.
Банки были близки предпринимателям, до тех пор, пока на них не возложили контрольные функции по 115-ФЗ. Теперь это филиалы КГБ. И они оочень крепко держат весь бизнес за горло, и уже сейчас какой-то мелкий банковский клерк может решить, заблокировать тебе счет или нет, будет твой бизнес жить дальше или нет. Отдадут им регистрацию с юрадресами - возьмут бизнес еще и за яйца. Будем их пожизненными рабами.
А ничего удивительного в том, что банки масштабно выходят на рынок регистрации, нет. Многоуважаемый министр Орешкин ещё в январе говорил, что видит огромный потенциал, связанный с привлечением кредитных организаций к регистрации бизнеса. Видимо, у государства на это есть свои соображения. Скоро узнаем, раз так настойчиво эту историю продавливают.
Вы ещё про беспилотные автомобили вспомните… на словах всё можно передать роботам. Но что-то те же автоматические сервисы подачи заявлений Р11001 и Р21001 на сайте ФНС пока что регистраторов клиентов особо не лишили, хотя действуют уже не первый год.
Это все замечательно для регистрации чисто российского бизнеса, но вопрос с иностранными инвестициями как-то урегулирован этим законом? Складывается впечатление, что нет.
Вот приходит иностранный инвестор, заявитель - у него тут ни места жительства, ни почты, ничего. Что ему делать? По старинке регистрировать? Или получать временную регистрацию, идти на почту России, в банк, там что-то делать? Это как себе банки представляют?
Это должно быть удобно для инвесторов, которые деньги в экономику вливают. А по факту будет существенный пробел, который будет отталкивать иностранные инвестиции.
Этот пробел нужно как-то закрывать.
"по старинке" не синоним "плохо"«По старинке регистрировать?»
В соответствии с законодательством (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 ФЗ № 14-ФЗ, п. 2 ст. 8 ФЗ № 129-ФЗ) местонахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, а государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (руководителя). В связи с этим вопрос: причём тут заявитель-иностранец?«рировать? Или получать временную регистрацию, идти на почту России, в банк, там что-то делать? Это как себе банки представляют?»
В целом оригинально, конечно, и может быть уже и актуально, но боюсь, что редакция Регфорума не пропустила бы такое название.«пердел рынка регистрации»