Юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры»
Посты
8
Лайки
47

Краткий обзор изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах»

  • 11 сентября 2018 в 9:18
  • 7
  • 0
  • Пост актуален в 2024 году

Внимание!

Получите ответы на вопросы по регистрации и внесению изменений юрлиц и ИП в телеграм-чате Регфорума.
Перейти в чат: https://t.me/reg_regforum

    Привет всем!

    С 1 сентября 2018 года вступили в силу некоторые из изменений в Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), внесенных Федеральным законом от 19.07.2018 № 209-ФЗ. Отметим, что большая часть изменений, предусмотренных Федеральным законом от 19.07.2018 № 209-ФЗ, уже вступила в силу с 19 июля 2018 года: так, из Закона об АО было исключено понятие «ревизор», уточнены положения о порядке созыва общего собрания акционеров и сделках с заинтересованностью, а также изменены нормы о правах владельцев привилегированных акций. Теперь же вступили в силу изменения, касающиеся системы управления рисками и внутреннего контроля публичного акционерного общества.

    В частности, Закон об АО дополнен новой статьей 87.1. «Управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит в публичном обществе», которая, в частности, предусматривает, что в публичном обществе должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль. Указанной статьей полномочия по утверждению внутренних документов, определяющих политику общества в области организации управления рисками и внутреннего контроля, отнесены к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.

    Следует отметить, что нормы, содержащиеся в статье 87.1. Закона об АО, не являются чем-то новым, так как положения о системе управления рисками и внутреннего контроля были предусмотрены еще Кодексом корпоративного управления (далее также – Кодекс), который рекомендован к применению в акционерных обществах Письмом Банка России от 10.04.2014 № 06-52 / 2463. Однако Кодекс корпоративного управления имеет рекомендательный характер, и публичные общества не обязаны соблюдать нормы и принципы, установленные Кодексом. Теперь же, когда создание в публичном обществе системы управления рисками и внутреннего контроля прямо предусмотрено нормами Закона об АО, рекомендательные нормы Кодекса получили свое законодательное закрепление.

    В связи с этим при применении новых норм публичные общества могут опираться на соответствующие положения Кодекса, которые содержат более детализированные правила относительно системы управления рисками и внутреннего контроля. Так, например, п. 5.1.3 Кодекса указывает, что система управления рисками и внутреннего контроля в обществе должна обеспечивать объективное, справедливое и ясное представление о текущем состоянии и перспективах общества, целостность и прозрачность отчетности общества, разумность и приемлемость принимаемых обществом рисков. Также Кодекс рекомендует совету директоров общества принимать необходимые и достаточные меры для того, чтобы убедиться, что действующая в обществе система управления рисками и внутреннего контроля соответствует определенным советом директоров принципам и подходам к ее организации и эффективно функционирует (п. 5.1.4. Кодекса). Помимо этого, Кодекс рекомендует при создании системы управления рисками и внутреннего контроля применять общепринятые концепции и практики работы в области управления рисками и внутреннего контроля, такие как, например, Международный стандарт ИСО 31000 «Менеджмент риска. Принципы и руководящие указания», Международный стандарт ИСО 31010 «Менеджмент риска. Техники оценки рисков» и др. (п. 252 Части Б Кодекса).

    В настоящее время публичные акционерные общества не обязаны осуществлять оценку надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля, однако с 1 июля 2020 года вступят в силу положения Закона об АО, предусматривающие проведение в публичном акционерном обществе обязательного внутреннего аудита. Организация внутреннего аудита также возложена Законом об АО на совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества, который утверждает внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации и осуществления внутреннего аудита, а также назначает должностное лицо, ответственное за организацию и осуществление внутреннего аудита (руководителя структурного подразделения, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита). Отметим, что решением совета директоров может быть предусмотрена передача полномочий на проведение внутреннего аудита другому юридическому лицу, в таком случае совет директоров обязан своим решением определить лицо, ответственное за внутренний аудит, и утвердить условия договора с ним. Кодекс корпоративного управления также детализирует правила о внутреннем аудите, предусмотренные п. 2 ст. 87.1 Закона об АО, указывая, что организацию проведения внутреннего аудита рекомендуется осуществлять посредством создания отдельного структурного подразделения (подразделения внутреннего аудита) или с привлечением независимой внешней организации, при этом для обеспечения независимости подразделения внутреннего аудита его функциональная и административная подотчетность должны быть разграничены.

    Таким образом, публичные акционерные общества, еще не создавшие в добровольном порядке систему управления рисками и внутреннего контроля в соответствии с положениями Кодекса корпоративного управления, теперь обязаны сделать это в силу императивных положений Закона об АО, при этом у них есть время на организацию системы внутреннего аудита, проведение которого станет обязательным уже с 1 июля 2020 года.

    Добавить
    Юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры»
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Прямой эфир

    ooz20 сентября 2024 в 19:02
    Новые правила аккредитации иностранных представительств и филиалов в 2015 году: продолжение