Вы получили письмо из налоговой и расстроились? Хотите уволить своего бухгалтера за плохую работу? Ищете адвоката и готовитесь уехать за границу? Подождите! Может быть не все так страшно? Как правильно реагировать директору на письма налоговиков, предпринимать ли что-нибудь или вообще игнорировать требования органов? Обо всем этом я расскажу вам в моей статье.
Документы для вызова в налоговую
Налоговый кодекс предоставляет право вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений (пп.4 п.1 ст.31 НК РФ). Письмо-вызов не может иметь произвольную форму (исключение составляет вызов в качестве свидетеля, об этом см. ниже). Форма Уведомления о вызове налогоплательщика утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@. (см. Приложение 1). В уведомлении о вызове налогоплательщика налоговый орган должен подробно указать, с какой целью вызывается налогоплательщик.
Уведомление вручается непосредственно налогоплательщику или направляется ему по почте. С 23.07.2013 поправкой в НК, внесены изменения, по доставке корреспонденции от налоговых органов. Теперь вся посланная корреспонденция из ФНС будет считаться доставленной на 6 день с момента отправки письма. То есть неважно, кто получил письмо, куда оно попало, каким образом, есть ли вы по адресу указанному при регистрации. Ссылаться на неполучение ни в претензиях, ни в суде больше нельзя.
Итак, существуют следующие основные виды писем из налоговой, которые может получить директор:
- вызов для дачи пояснений в связи с уплатой налога
- вызов в качестве свидетеля
- вызов на зарплатную комиссию
- письмо о низкой налоговой нагрузке.
Вызов для дачи пояснений в связи с уплатой налога
В последнее время такие "приглашения" в налоговую инспекцию для дачи пояснений по различным поводам, таким как снижение прибыли (и как следствие снижение налога на прибыль), осуществление деятельности с убытком, сокращение страховых взносов, стало обычным делом. Как правило, налогоплательщики или являются по таким вызовам, или представляют письменные пояснения с подтверждающими документами в налоговый орган.По вопросам дачи пояснений в налоговую вызывают директора фирмы. Как показывает практика, обычно у налоговой возникают вопросы по расходам организации, из чего они сложились в большей степени. Если организация работает с убытком, то директор должен дать экономическое обоснование данного убытка, из чего он сложился. Т.е. перед таким «походом» лучше подготовиться и оперировать данными по основным статьям расходов организации.
Вызов в налоговую в качестве свидетеля
Налоговым органам предоставлено право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (пп. 12 п.1 ст.31 НК РФ).
Сама форма для вызова свидетеля в налоговую не установлена (то есть она произвольна). На основании опроса налоговым органом должен быть составлен протокол допроса свидетеля по форме, установленной Приказом ФНС России от 31.05.2007 №ММ-3-06/338@. (см. Приложение 2).
Свидетель вызывается в рамках проводимой проверки (выездной или камеральной), это следует из статьи 31 НК РФ. Свидетель, по сути, - это часть доказательственной базы, точнее не он сам, а его показания. Показания либо в пользу вопроса о наличии правонарушения, либо в пользу вопроса о его (правонарушения) отсутствии. Его показания точно такой же документ, как, к примеру, банковская выписка, или счет-фактура от липовой фирмы и т.п.
То есть, по идее, вне рамок налогового контроля лицо не может быть вызвано в качестве свидетеля.
Вызов на зарплатную комиссию
Обоснование вызова налогоплательщика регламентируется письмом Минфина от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12722. Причин для вызова на комиссию бывает множество, но, как правило, основной из них: выплата "теневой" заработной платы.
Основной целью проведения таких мероприятий является борьба с «серыми» зарплатами. Второстепенной – повышение среднеотраслевого показателя доходов и, как следствие, собираемости налогов по региону в целом.
Прежде чем вызвать руководителя компании для дачи пояснений, налоговики обычно посылают на адрес организации письмо, содержащее требование повысить заработную плату и указание на их средние суммы. И только после этого фирме направляется приглашение на комиссию. Ревизор попросит захватить с собой все документы, подтверждающие выплату заработной платы, а также приказы и штатное расписание организации. Законных оснований требовать повышения зарплаты у фискалов нет, а наказать работодателя за сокрытие истинных доходов персонала можно, только обратившись в суд. Правда при этом чиновникам нужно будет представить доказательства виновности налогоплательщика. Не забывайте, доказать выплаты в конвертах возможно только в случае, если сотрудник организации сам заявит об этом инспекторам и предоставит им соответствующие бумаги.
Письмо из налоговой о низкой налоговой нагрузке по НДС
Прежде всего, руководитель должен понимать, что его вызывают в налоговую инспекцию с целью получения информации о расходах фирмы. В данном случае это различного рода показатели (Приложение 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ с изменениями и дополнениями) связанные с суммой уплаченных налогов и общей долей расходов фирмы. Соответственно лучше подготовиться к такому посещению, и оперировать цифрами по начисленным/ уплаченным налогам и по произведенным расходам за отчетный период.
Налоговая нагрузка - это одно из понятий, применяемых для оценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние предприятия. Налоговая нагрузка определяется в процентах как соотношение суммы исчисленных налогов к выручке организаций.
Однако инспектора не вправе требовать от компаний письменных пояснений о налоговой нагрузке организации, какого бы размера она ни была. Кодекс таких пояснений не предусматривает, поэтому угрозы инспекторов о том, что за их непредставление возможен штраф, не основаны на законе.
Тем не менее, на просьбу ИФНС, возможно, проще отреагировать, чем потом доказывать свою правоту в суде или держать ответ на комиссии в ИФНС и на выездной проверке. Объяснить отличие нагрузки компании от среднеотраслевой можно, к примеру, экономическими условиями и конкуренцией – рынок насыщен той продукцией, которой торгует компания, от этого цена низкая, продажи даются с трудом.
Ответственность руководителя
В Налоговом кодексе РФ ответственность за неявку налогоплательщика по вызову инспекции не установлена. Вместе с тем, как отмечает финансовое ведомство (Письмо Минфина России от 09.04.2010 N 03-02-08/21), в данном случае за неявку по письменному требованию налогового органа предусмотрена административная ответственность. За неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль, установлен штраф от 2000 до 4000 руб. ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
Отдельно хочется выделить ответственность за неявку по повестке в качестве свидетеля, т.к. часто налогоплательщики, получая повестки от налоговых органов, игнорируют их, не задумываясь о последствиях. Данное бездействие влечет за собой налоговую ответственность. Ответственность свидетелей за неявку на допрос в налоговые органы установлена ст. 128 НК РФ. Так, в данной статье указано, что неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей. Также ст.128 НК РФ предусматривает ответственность за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний в виде штрафа в размере трех тысяч рублей. Следует заметить, ответственность наступает именно за неправомерный отказ от дачи показаний.
В ходе проведения налоговой проверки, налоговые органы вправе истребовать у проверяемого лица документы (ст.93 НК). Законодательством о налогах и сборах предусмотрены четыре случая, при которых налоговые органы вправе истребовать документы (информацию):
Требование о представлении документов может быть вручено руководителю лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 1 ст. 93 НК РФ).
Вызов должностных лиц организаций на комиссию не связан с реализацией налоговыми органами полномочий по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предусмотренных НК РФ, и происходит вне форм такого контроля. «Зарплатные» комиссии реализуют предоставленные им полномочия в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, выступающих в данном случае не налогоплательщиками, а работодателями – субъектами трудовых отношений. Однако это ничуть не мешает налоговым органам применять ст. 19.4 КоАП РФ, о которой говорилось нами ранее.