бухгалтер-экономист
Посты
3
Лайки
13

Ликвидация и банкротство предприятия: как правильно уволить персонал

  • 29 октября 2020 в 11:03
  • 5.4К
  • 5
  • 5

Внимание!

Получите ответы на вопросы по ликвидации и реорганизации ЮЛ и прекращению деятельности ИП в телеграм-чате Регфорума.
Перейти в чат: https://t.me/likv_regforum

    Увольнение персонала по причине ликвидации предприятия подразумевает прекращение любых трудовых отношений между сторонами из-за завершения деятельности организации. Законодательно предусмотрена особая процедура расторжения контракта в подобных случаях, она и станет темой сегодняшнего разговора.

    Логическим следствием ликвидации Общества с ограниченной ответственностью является полное прекращение его работы и расторжение трудовых договоров с сотрудниками. Людей увольняют, а в главе «Причина увольнения» указывают «Ликвидация».

    Что на этот счет говорит закон?

    В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Трудового кодекса нашей страны, на расторжение трудового договора по причине ликвидации предприятия есть все законные основания. В подобных случаях деловые взаимоотношения расторгаются со всеми без исключения сотрудниками, в том числе и с беременными, ветеранами, матерями-одиночками и прочими категориями лиц, на которых распространяются определенные трудовые гарантии. Говоря иными словами, увольнения в таком случае не избежать никому из штата ООО.

    Согласно действующему законодательству, сотрудников необходимо заблаговременно предупредить о грядущем расторжении контракта и предоставить им предусмотренные в таких случаях компенсационные выплаты.

    Увольнение персонала при ликвидации компании регулируется несколькими статьями Трудового кодекса РФ, а именно:

    • ст. 81 (расторжение трудового соглашения по инициативе работодателя);

    • ст.178 (определяет сумму обязательных выплат и выходных пособий);

    • ст. 180 (указывает на сроки уведомления сотрудников о закрытии предприятия, а также содержит информацию о всевозможных гарантиях и компенсациях);

    • ст. 127 (компенсация отпусков, которые сотрудники не успели использовать);

    • ст. 139 (о механизме начисления средней зарплаты).

    Подготовьте документы для ликвидации ООО или ИП на Регфоруме

    Пошаговая инструкция по расторжению трудового договора с персоналом

    Если имеет место ликвидация предприятия, расторжение трудовых отношений с работниками состоит из нескольких этапов. Опишем их более подробно.

    1. Орган, у которого есть на это соответствующие полномочия (они прописаны в Уставе компании), принимает официальное и документально подтвержденное решение о ликвидации. Если ликвидация проходит в принудительном порядке, соответствующее решение принимает судебная инстанция.

    2. Работодатель уведомляет сотрудников о ликвидации не позднее, чем за 2 месяца до предполагаемого события.

    Важно! За 2 месяца до ликвидации необходимо предупредить работников, которые были трудоустроены согласно стандартному договору. Если имел место срочный договор, человека необходимо уведомить за 3 дня, если речь идет о сезонных работниках, о ликвидации им нужно сообщить непозднее, чем за 7 дней.

    Уведомление печатается в 2-х экземплярах, один из которых вручается лично в руки каждому работнику. Второй экземпляр уведомления остается у работодателя. Предусмотренный законом двухмесячный период, на протяжении которого сотрудники должны получить уведомление о ликвидации, отсчитывается, начина со следующего дня после даты, проставленной на данном документе. Если работник отказывается принимать уведомление, составляется акт, подписывающийся работодателем либо его представителем и любым другим сотрудником компании. Работник, отказавшийся принять уведомление, после этого официально считается уведомленным.

    1. Важным этапом увольнения сотрудников является уведомление профсоюза о планируемой ликвидации предприятия, осуществляется оно в свободной форме. Уведомить профсоюз следует не позднее, чем за 3 месяца до начала процедуры ликвидации.

    2. Не позднее, чем за 2 месяца до даты увольнения сотрудников направляется письмо в местное представительство Центра занятости. Оно может составляться в произвольной форме либо согласно шаблону, утвержденному Постановлением №9 Правительства РФ от 5.02.1993-го года.

    3. При необходимости и по обоюдной договоренности сторон трудовой договор с сотрудником может быть расторгнут еще до истечения 2-хмесячного срока с момента получения уведомления. В таком случае работодатель обязан выплатить работнику дополнительную компенсацию, размер которой исчисляется в зависимости от суммы средней зарплаты человека пропорционально времени, которое осталось до полного истечения 2-хмесячного периода.

    4. Через 2 месяца после получения уведомления издается приказ об увольнении согласно унифицированной форме Т-8. Далее сотрудники изучают приказ об увольнении, ставят под ним свою подпись и получают соответствующую запись в трудовой книжке (Прекращение договора в связи с ликвидацией предприятия). Книжка выдается им лично в руки.

    Забирая трудовую книжку, каждый сотрудник ставит свою подпись в книге учета оборота трудовых книжек. Соответствующее требование прописано в п.41 Правил ведения и хранения трудовых книжек Постановления Правительства № 225 от 16 апреля 2003 года. Вместе с трудовой работник получает справку о сумме выплат в страховую за последние 2 года.

    Все предусмотренные законом выплаты, компенсации, в том числе и задолженность по заработной плате в случае ее наличия выплачиваются работникам в последний рабочий день либо в день обращения с соответствующим требованием в случае, если в указанную дату человек не работал.

    Список обязательных выплат для сотрудников в связи с ликвидацией ООО:

    • зарплата за все дни, которые фактически были отработаны (включая месяц увольнения).

    • Компенсация (в полном объеме) за все не использованные отпуска.

    • Выходное пособие, которое соответствует средней месячной зарплате.

    Упомянутые выше выплаты осуществляются предприятием в первую очередь даже в том случае, если оно было ликвидировано с долгами перед налоговой и кредиторами.

    Выплаты от Центра занятости

    На время поисков новой работы каждый сотрудник ликвидированного предприятия имеет законное право на получение выплат от Центра занятости. Сумма этих выплат равна двум среднемесячным заработкам за исключением пособия, выплаченного работодателем.

    В случаях, когда сотрудник обратился в Центр занятости по месту проживания в течение первых двух недель после увольнения, сумма пособия может составить 3 среднемесячных зарплаты.

    Уведомление иных инстанций

    Если имеет место ликвидация предприятия, которая влечет за собой увольнение штата, с целью дальнейшего обеспечения уволенных сотрудников социальными гарантиями необходимо уведомить о планируемой ликвидации целый ряд других государственных инстанций, в частности, Пенсионный фонд, Фонд страхования от несчастных случаев на производстве и пр. Также важно поставить в известность налоговую инспекцию и социальную службу (они должны получить соответствующее уведомление не позднее, чем за 2 месяца до предполагаемых событий, если количество сотрудников на предприятии не достигает 50-ти человек, и за 3 месяца, если планируется увольнение более чем 50-ти людей). Текст уведомления должен содержать следующую информацию:

    • количество увольняемых работников;

    • уровень квалификации сотрудников, их профессии и занимаемые должности;

    • условия труда;

    • бухгалтерские отчеты по всем видам соцобеспечения.

    Как избежать проблем

    Чтобы исключить риск возникновения в коллективе недовольства, целесообразно заблаговременно провести общее собрание, в ходе которого объяснить ситуацию и предупредить штат о готовящейся процедуре. Если кто-либо из сотрудников не может вовремя явиться для завершения процедуры разрыва трудовых отношений, необходимо направить ему письмо, в котором подробно описать суммы всех связанных с увольнением выплат и порядок их получения.

    Важно четко следовать порядку ликвидации и соблюдать все требования действующего законодательства, в том числе и установленные сроки проведения каждого из описанных выше этапов.

    Любой спорный момент деловых взаимоотношений между работодателем и подчиненными может решаться в судебном порядке. Практика показывает, что при несоблюдении работодателем процедуры и подаче сотрудником судебного иска в подавляющем большинстве случаев спор решается в пользу последнего.

    Добавить
    бухгалтер-экономист
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:
    Краткий своевременный обзор
    29 октября 2020 в 16:38
    Дополнение к комментарию
    Спасибо автору обзора.
    29 октября 2020 в 16:40
    На "земле" всё проще - "Мы закрываемся, пиши по собственному".
    2 ноября 2020 в 16:06
    На "земле" всё проще - "Мы закрываемся, пиши по собственному".
    2 ноября 2020 в 16:06
    Спасибо за статью. Только не очень поняла про это

    Цитата из статьи

    «необходимо уведомить о планируемой ликвидации целый ряд других государственных инстанций, в частности, Пенсионный фонд, Фонд страхования от несчастных случаев на производстве и пр. Также важно поставить в известность налоговую инспекцию и социальную службу»

    Разве они не уведомляются автоматически" при внесении сведений в ЕГРЮЛ? И социальная служба" - это что?
    14 апреля 2021 в 0:50

    Прямой эфир

    Александр Саратов4 декабря 2024 в 11:43
    Участник ООО не смог оспорить в суде «размытие» своей доли
    Александр Саратов4 декабря 2024 в 11:41
    Два опциона на один и тот же предмет. Кому в итоге он достанется?
    Андреев Николай27 ноября 2024 в 11:06
    Непубличное АО, наименование на английском, смена адреса. Вопросы из чата