Юрисконсульт
Посты
91
Лайки
170

Доля закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика при осуществлении госзакупок

  • 15 марта 2023 в 11:56
  • 1.8К
  • 0
  • 0

    Здравствуй, Регфорум!

    При проведения закупочных процедур в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) и Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон о закупках) очень актуальной темой для заказчиков является доля закупок товаров работ, услуг (далее – ТРУ) у единственного поставщика.

    Согласно части 1 статьи 30  Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:

    1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

    2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

    Частью 1.1. статьи 30 установлено, что при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

    1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

    2) услуг по предоставлению кредитов;

    3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи;

    4) работ в области использования атомной энергии;

    5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

    Таким образом, Законом о контрактной системе четко регламентировано, что в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки у единственного поставщика, за исключением случаев закупки у единственного поставщика в случае, если конкурентные процедуры признаны несостоявшимися.

    Пунктом 4 Положения об особенностях участия СМП установлено, что в закупках закупка у СМП осуществляется заказчиками посредством проведения торгов и иных закупок.

    В соответствии с пунктом 5 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного  Постановлением № 1352 (далее – Положение об особенностях участия СМП в закупках)  годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее чем 25 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения, должен составлять не менее чем 20 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, участниками которых  являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.

    Как следует из пункта 6 Положения об особенностях участия СМП в закупках при расчете годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства учитываются договоры, заключенные заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 4 настоящего Положения, а также договоры, заключенные поставщиками (исполнителями, подрядчиками) непосредственно с субъектами малого и среднего предпринимательства в целях исполнения договоров, заключенных поставщиками (исполнителями, подрядчиками) с заказчиками по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящего Положения.

    В силу части 8.1 статьи 3 Закона о закупках в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный частью 21 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо не размещения указанного отчета в единой информационной системе положение о закупке данного заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В данном случае в течение указанного периода заказчики руководствуются положениями  Закона о контрактной системе.

    При этом Положение о об особенностях участия СМП в закупках не содержит четкого перечня способов закупки, которые не включаются в расчет  годового объема закупок в размере 25 процентов.

    Органами государственной власти Российской Федерации в различных информационных письмах (Письмо Минэкономразвития  от 22 июня 2015 г. № Д28и-1835, Письмо Минфина от  06 декабря 2018 г. N 24-05-09/88660, письмо Минфина от 22 ноября 2021 г. N 24-04-09/94110)  разъяснено, что  заказчики вправе проводить закупки путем проведения как конкурентных, так и неконкурентных процедур.

    Однако вышеуказанные письма согласно их редакции носят информационно-рекомендательный  характер, так как Минэкономразвития и Минфин не являются контрольно-надзорными органами в сфере государственных закупок, а также не обладают компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.  

    Также названные информационные письма обращают внимание на право заказчиков на проведение закупок у единственного поставщика для СМП, акцентируя внимание на тот факт, что заказчики осуществляют закупочную деятельность, руководствуясь своими положениями о закупке.

    В случае, если инициатор закупки сможет обосновать потребность проведения  закупки у единственного поставщика (в случае, если поставщик является субъектом естественных монополий, обладает уникальностью, осуществление закупки требует ограниченного количества времени и т.д.) закупка у единственного поставщика является допустимой.

    Однако осуществление  закупки в рамках Закона о закупках только у единственного поставщика также является недопустимым, так как злоупотребление неконкурентными закупками может быть расценено контролирующими органами как ограничение конкуренции (Письмо Минэкономразвития России от 13.03.2017 № Д28и-1224, Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 30.12.2021 по делу № А80-439/2021, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.06.2022 № Ф02-2371/2022 по делу № А33-10536/2021, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13581, пункт 9  Обзора Верховного суда  от 16.05.2018).

    На основании вышеизложенного, закупка у единственного поставщика в рамках ФЗ-44 и              ФЗ-223 является допустимой в случае обоснования ее инициатором.

    Таким образом, проведение конкурентных процедур в рамках обоих законов является обязательным как для выборки процента совокупного годового объема закупки для СМП, так и в целях предотвращения претензий контрольно-надзорных органов на предмет ограничения конкуренции.  

    Добавить
    Юрисконсульт
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Прямой эфир

    Михаил22 апреля 2024 в 11:24
    Расчет сроков проведения общего собрания участников ООО: особенности применения ст. 191 и 193 ГК РФ
    Александр МИРОЛЮБОВ12 апреля 2024 в 11:22
    В онлайн-сервисе можно получить устав недействующей организации. Но, не всегда
    Андреев Николай5 апреля 2024 в 12:43
    Копию устава в налоговой планируют выдавать бесплатно в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:10
    Минфин выпустил приказ о выдаче уставов в электронном виде