Не так давно на виртуальных страницах Регфорума обсуждалась весьма злободневная тема нотариальной монополии на техническую работу по подготовке проектов документов. А было это вызвано конкретным судебным решением по делу А40-80366/2013. Недовольство назрело давно, но вот пока оно выливается в локальные разбирательства, заканчивающиеся, увы, не в пользу смельчаков, рискнувших разрушить сложившуюся практику.
Фабула дела
Юридическая компания длительное время сотрудничала с конкретным нотариусом, возложив на себя обязанности по технической подготовке проектов документов, которые нотариус впоследствии заверял. Все шло хорошо, пока этого нотариуса не лишили лицензии за разглашение нотариальной тайны. Юридическая компания решила не оставаться в стороне и попыталась оспорить в суде законность положения Профессионального кодекса нотариусов Российской федерации, запрещающего нотариусам передавать выполнение технических работ и подготовку проектов документов кому-либо кроме сотрудников нотариальной конторы (п.7.3. раздела IIIКодекса). Основным доводом истца стало нарушение данным пунктом его прав т.к. создаются препятствия для его экономической деятельности. Если нотариусы не могут делегировать подготовку документов, например договоров, сторонним организациям, а должны выполнять всю работу самостоятельно, то и плату за это они тоже будут брать. В данной ситуации гражданам будет не выгодно платить дважды за одну и ту же услугу сначала юридической компании, а потом нотариусу. Они сразу пойдут в нотариальную контору тем самым лишая юридическую компанию гарантированного дохода.
Если подойти беспристрастно, то довод конечно слабоват. Кодекс не устанавливает исключительной монополии нотариусов на работы технического характера, а касается лишь тех случаев, когда такая работа непосредственно связана с совершением нотариального действия. Техническая работа по подготовке документов не единственная деятельность, на которой можно заработать, поэтому в данном случае о создании нотариусами препятствий его экономической деятельности говорить можно с большой натяжкой. Однако данное дело нельзя рассматривать поверхностно, корень проблемы кроется гораздо глубже, и при детальном рассмотрении всплывают уже системные противоречия.
Корень всех зол
Рискну предположить, что подавая иск к Федеральной нотариальной палате, юридическая компания имела перед собой более глобальную цель, чем просто помочь коллеге-нотариусу и вернуть свои доходы на прежний уровень.
Каждый, кому случалось посещать нотариальные конторы, в редком случае остается довольным. Лично у меня возмущение вызывает тот факт, что зачастую к нотариусу приходишь уже с готовым документом, на котором нотариус делает удостоверительную надпись, даже не потрудившись распечатать этот документ на фирменном бланке. А после этого к оплате предъявляется счет, где львиную долю как раз и составляет так называемая техническая работа. Вот и возникает вопрос, почему же приходится платить нотариусу за то, что было сделано не им, а другими специалистами? Ответов на этот вопрос два. Первый заключается в том, что уже упомянутый Профессиональный кодекс нотариусов РФ прямо запрещает выполнение каких-либо работ (имеются в виду технических) любыми лицами, кроме сотрудников нотариальной конторы. Сюда попадает даже простое копирование документов. А все потому, что в противном случае, нотариус нарушит еще одно положение Кодекса, обязывающее его хранить тайну нотариального действия (п.3 раздела IIIКодекса). Ведь, поручив подготовку какого-либо документа стороннему лицу, нотариус тем самым передает ему и информацию об обратившемся к нему, и подробностях нотариального действия. И не важно, что большинство нотариальных документов не составляют тайны – доверенности и договоры предъявляются в уполномоченные организации по первому же требованию. Здесь действует принцип – главное, что не нотариус их предъявляет. Это что касается первого ответа.
Второй состоит в том, что у нас громогласно во всевозможных актах провозглашено, что нотариальная деятельность не является предпринимательской и, соответственно, извлечение прибыли не есть цель деятельности нотариальных контор, однако просто так работать никто не будет. Вот и нотариусы за свои действия взимают плату. Сейчас оплата услуг нотариуса состоит из двух частей: госпошлины (стоимости по тарифу) и стоимости правовой и технической работы. Размер первой части закреплен в Налоговом кодексе РФ, изменяется достаточно редко и, соответственно, не всегда успевает за инфляцией и меняющейся экономической обстановкой. Вот тут на выручку и приходит плата за правовую и техническую работу. Конкретные цифры здесь устанавливаются уже не государством, а исходя из рекомендаций нотариальных палат регионов. Вот и складывается ситуация, когда за одно и то же нотариальное действие в разных городах можно заплатить разные суммы. Необходимо отметить, что плата за правовую и техническую работу значительно больше стоимости по тарифу. Это как раз и проясняет, почему нотариусы не отдадут данную графу доходов без боя.
Чем закончилось дело
Очень надеюсь, что дело еще не закончилось. Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении требований юридической компании, признав оспариваемый п.7.3. разделаIII Кодекса соответствующим законодательству. Получив в первой инстанции решение не в свою пользу, юридическая компания пошла в кассацию. Увы, там понимание также не было найдено – Федеральный Арбитражный суд Московского округа оставил решение первой инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. Таким образом, обе инстанции встали на сторону нотариусов. На данный момент нет информации о дальнейших действиях юридической компании. Хотелось бы верить, что она на этом не остановится. Данная категория дел является знаковой, даже отрицательные решения несут в себе огромную пользу.
Это из глобального. В узком рассмотрении применительно к данному делу судом четко сформирован очень важный вывод:
А дальше нужно ждать продолжения этой истории. Надеюсь, оно последует, и юридическая компания не остановится на кассации и будут новые решения судов, которые дадут новую пищу для размышлений.
Кроме того, нужно еще ждать второго чтения законопроекта, вносящего изменения в законодательство о нотариате. Может в конечном варианте он окажется передовым и многие ныне актуальные вопросы снимутся сами собой.
А еще, если есть какие-либо претензии к нотариусам, то непременно идти в суд. У кого-нибудь да получится создать прецедент и запустить процесс перемен. Вот и рассматриваемое дело я воспринимаю как попытку создать прецедент, пусть сейчас она не удалась, но как говорится ГЛАВНОЕ НАЧАТЬ!