У небольшой организации может быть весьма разнообразный опыт в выборе бухгалтерского обслуживания. Рассказ рекомендуется всем, кто начинает своё дело, а также тем, кому интересно, какие ситуации могут возникнуть при самостоятельном ведении бухучёта и его аутсорсинге.
Когда господин Н. и госпожа М. решили в конце девяностых открыть веб-студию, вопроса о ведении бухгалтерии у них не возникало. У госпожи М. экономическое образование, она уже работала пару лет бухгалтером по совместительству – кому как не ей? Документооборот предполагался небольшой, плюс имелась пара подруг-главбухов, готовых помочь, если что. В общем, бухгалтерия при разделения труда даже не обсуждалась, всё было слишком очевидно.
На всякий случай напоминаю ситуацию: никаких упрощённых систем налогообложения тогда не было, независимо от того, сколько в организации работало людей – 5 или 500. Единственным послаблением для маленького ООО со специфической областью деятельности была возможность автоматом не платить некоторые налоги и ставить нули в соответствующих графах баланса. В принципе, для человека с головой и без аллергии на бухгалтерию, ничего особо сложного в её ведении не было и тогда. Появлялись первые бухгалтерские программы (хотя их ещё почти не использовали), и уже тогда стало потихоньку входить в моду не болтаться полдня в очереди в налоговую, а посылать всё по почте. Правда, в фонды госпожа М. по привычке предпочитала ходить ногами – благо, располагались все фонды недалеко от офиса. А дорога до Пенсионного занимала вообще 10 минут пешком – до банка (доверенного, со «своими» людьми в руководстве – а то как же!) приходилось ездить намного дольше и намного чаще.
Однако госпожа М. не была, что называется, прирождённым бухгалтером. По правде говоря, эта часть работы казалась ей самой скучной из всех, на ней висевших, – отчасти из-за этого «резидентка М.» и прокололась. В конце концов это должно было случиться: однажды госпожа М. заболела аккурат в тот день в конце месяца, когда собиралась «сдаваться» и выздоровела лишь через неделю.
Штраф был небольшой, но господину Н., значившемуся директором, государственная санкция не понравилась как факт. И пришла ему в голову идея, весьма приятная для госпожи М.: нанять профессионального главбуха, и пусть возится с этими дурацкими бумажками, ходя в офис (и в банк) раз в неделю. “Что мы, в конце концов, 200 баксов не можем заплатить за эту канитель?” Речь, напоминаю, идёт о конце девяностых, когда представления о жизни и бизнесе у всех ещё были эдакие бандитско-мистически-совковые. То есть банк должен был быть непременно «свой», и главбух тоже «свой». (Какой в этом был смысл при том, что и «правые», и «левые» договоры всё-равно продолжала составлять лично госпожа М., из нынешнего продвинутого далёка уже непонятно; но тогда просто взять главбухом незнакомого человека выглядело чем-то из ряда вон выходящим).
Главбухи-подруги госпожи М. от такого предложения отказались наотрез – им дружба была безусловно дороже лишних 200 долларов. Но каждая из них по-дружески предложила в той или иной мере знакомых и годящихся для такого дела женщин, одна из которых и была выбрана. И всё-то у неё получалось хорошо и правильно, и все были довольны, однако после нескольких месяцев работы последовал намёк, что 200 баксов – это вообще-то маловато за такую работу, тем более, что банк так далеко… Удовлетворены были оба пожелания замечательного главбуха: «свой» банк был революционно сменён на ближайшее отделение «Сбера», как раз активно начавшего тогда привлекать небольших юрлиц. И всё опять стало хорошо и замечательно – вот только в конце следующего квартала снова последовал намёк, что и 300 баксов за такую работу тоже мало.
Не то чтобы руководящей команде Н.+ М. сильно жали 400 баксов, но случившееся уже походило на систему. И совершенно не ясно было, на какой цифре после очередного квартала решит остановиться замечательный главбух да и решит ли вообще. Госпожа М. стала думать и додумалась до совсем революционного: ну и их всех к чёрту, этих «своих» главбухов! Вот, пожалуйста, открываем газету или интернет и видим: «Бухгалтерская фирма с возьмёт на себя ведение вашей бухгалтерии… опыт… гарантии… договор…» (тогда, кстати, подобные фирмы обычно ещё перечисляли инспекции, с которыми работают, и это выглядело успокоительно). Но главным приятным словом был «договор», заключавшийся на год и исключавший всякие финансовые «намёки» в процессе своего исполнения.
Из трёх посещённых госпожой М. бухгалтерских фирм ей больше всего понравилась вторая. И с ними действительно очень надёжно и душевно работалось на протяжении двух лет. Единственно, в банк они не ходили, и вся первичка им предоставлялась оптом за квартал, но, так как банк теперь был рядом, это никого не напрягало. Так бы и жили, наверное, дальше дружно веб-студия и бухгалтерская фирма, если бы родное государство не сделало малым предприятиям подарка в виде УСН. Господа Н. и М. на самом деле насчитали совсем небольшую налоговую выгоду от использования этой системы, но понравилась она им чрезвычайно, потому что снимала с обсуждения множество дурацких вопросов и по идее должна была сократить ещё и расходы на бухгалтерию.
Очевидно, это и было причиной того, что так полюбившаяся веб-студии бухгалтерская фирма вести учёт по упрощёнке отказалась. Это было печально, однако госпожа М. быстренько нашла не менее симпатичную и готовую работать на упрощёнке дешевле бухгалтерскую организацию. С ними роман получился более долгим (3 года) и поначалу не менее нежным. Правда, закончился он фактически большим скандалом. Дело в том, что в этой бухгалтерской организации, успешно обслуживавшей как большие заводы, так и частников, было два учредителя – и они, как это часто бывает, в какой-то момент разругались вдрызг. О разделе бизнеса они договаривались долго и, видимо, довольно громко, потому что люди из фирмы стали увольняться ещё до начала официального раздела. Уволилась и бухгалтер, которая два с половиной года вела нашу веб-студию. «Ничего страшного, – сказала госпоже М. начальница «упрощенческого» отдела. – Теперь вас будет вести Белла, вы же её знаете? Так что всё нормально будет».
Беллу госпожа М. знала, казалось бы, отлично – это была милая девушка, помощник бухгалтера, занималась она первичкой, работала на подхвате и вообще все два с половиной года знакомства производила хорошее и адекватное впечатление. Словом, рассуждая логически, за это время человек даже без специального образования должен был вполне поднатореть в УСН, то есть опасаться и правда было нечего. Действительно – первый квартал с Беллой прошёл без сучка и задоринки, второй тоже. А потом с госпожой М. случился инфаркт – то есть почти случился, когда Белла прислала на подпись за третий квартал такой Единый налог, который невозможно было ни заплатить, ни даже просто поверить в его существование. Естественно, была до запятой проверена и перепроверена вся первичка – расхождений не нашлось; налоги по зарплате тоже были ровно такие, какие планировала госпожа М. Откуда же взялась дикая цифра Единого налога?!
Господин Н. в серьёзном настроении и госпожа М. в полуобморочном отправились к бухгалтерам. Начальница Беллы сразу смогла только объяснить, что вообще-то все налоги считает программа, но вот именно с Единым машина иногда сбоит, поэтому у них принято считать его руками. Вызвали Беллу, и после некоторого количества наводящих вопросов-ответов та выдала наконец ход своей мысли, приведший к обсуждаемому результату. Налог считается с начала года нарастающим итогом, правильно? Правильно. В первом квартале она считала его с нуля – и получилась правильная, ожидаемая цифра. Во втором квартале она опять посчитала доход с нуля, посчитала с него 6% – и вычла из получившейся суммы первый квартал. И в третьем квартале она также посчитала с нуля, посчитала 6% – и вычла из получившейся суммы второй квартал. А первый?! «Так я же уже вычитала его во втором», – последовал недоумённый ответ.
Сказать, что господин Н. начал кричать, значило бы сильно преуменьшить масштаб явления. Это был рык реально на всю контору с побиванием кулаками столов, стен и потрясанием стульями. Начальница Беллы успела только сплавить свою незадачливую подчинённую и мрачно выслушивала, что непонятно кого и как они набирают на работу, если тут три года просидел человек, который в принципе не понимает, чем он занимается!... Разумеется, Беллу уволили, веб-студии дали другого бухгалтера. Но сотрудничество с ним продолжалось всего несколько месяцев – потом девушка честно сказала, что у них теперь полный бардак, она тоже увольняется и «вам лучше побыстрее найти другую фирму, чтобы они сделали вам годовые отчёты».
После случая с Беллой господин Н. резко пересмотрел свои взгляды на то, сколько стоит платить за бухгалтерию. 250 баксов?? Сейчас, как же! Притом что ты всё равно вынуждена всё за ними перепроверять! 150 – и баста!.. Госпоже М. цифра сперва показалась нереальной. Однако фирма, готовая работать за такие деньги с УСН, всё-таки нашлась – у чёрта на куличиках, с довольно резкой и строптивой директрисой, но нашлась. Романа с ними не было, и за ними действительно приходилось перепроверять всё – ошибались они по чуть-чуть, но часто. Впрочем, ко всему привыкаешь – привыкли и к этому. Потом пришло письмо из налоговой, начинавшееся грозными словами о том, что государственный орган счёл возможным всё-таки не возбуждать против господина директора Н. дела, хотя основания к тому имелись… Основаниями, как выяснилось ближе к концу письма, стали результаты камеральной проверки, по итогам которой веб-студии следовало немедленно погасить задолженность по налогам в размере 232 рублей. Посмеявшись, госпожа М. даже не стала вычитать эти 232 рубля из ежемесячной оплаты по договору с бухгалтерской конторой.
Конца у этой истории с бухгалтерией на самом деле нет – точнее, автору он неизвестен. Господин Н. и госпожа М. продали свой бизнес, не дожидаясь, когда им придётся обсуждать его делёжку. У новых хозяев с последней бухгалтерской фирмой не сложилось, но вести бухучёт сами они тоже не собирались. То есть они начали свою историю с бухгалтерией либо с середины, то есть со «своего» бухгалтера, либо сразу отдали всё в другую бухгалтерскую фирму.
А впрочем... У кого есть опыт или интересные соображения по теме - делитесь советами и мнениями!