По Указу Президента Д. А. Медведева на территории Российской Федерации организован электронный сервис «Государственные и муниципальные услуги». Услугами может воспользоваться гражданин РФ, гражданин иного государства, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель. Но настолько ли там всё замечательно?
О портале
Начнем с малого: как зарегистрироваться? На портале «ГМУ» проводим манипуляцию по регистрации ФЛ, вносим информацию: ФИО, дата рождения, паспорт, СНИЛС, телефон и почту, выбираем способ получения кода активации (почтовым извещением, заказное письмо, или у оператора «ГМУ» то есть Роскомнадзор или ОАО «Ростелеком»). Вход на сайт осуществляется по коду СНИЛС или карты УЭК. При использовании карты УЭК или токена регистрация не нужна.
На сайте представлено множество ведомств, которые оказывают электронные услуги, МВД, ФМС, МИНЮСТ, РОССТАТ, и прочие.
С помощью данного портала можно проводить различные виды регистрации. Возьмем на примере часто используемые: получение и замена документа удостоверяющего личность, загранпаспорта, запрос справок о регистрации, получение водительского удостоверения, оплата штрафов и ЖКХ... Но самое интересное эта работа ФНС, с ней мы займемся более подробно.
Электронная подача на регистрацию
С помощью данного сервиса можно в электронном виде подать документы:
Скачиваем с сайта ФНС программу для формирования документов для государственной регистрации ЮЛ, устанавливаем. Программа удобна в обращении и сама проверяет формы на правильность их заполнения. Рассмотрим форму 14001: вносим сведенья о кодах ОКВЭД. Заполняем, как обычно, название организации, ОГРН и ИНН, заполняем лист О и лист Р (заявитель). Готовую форму подписываем ЭЦП и в программе видно кто подписал заявление, производим выгрузку архива (архив нельзя просматривать, т.к нарушается его целостность), загружаем тот архив на портал «ГМУ», и тут происходит чудо: сайт выдает автоматически уведомление, что форма 14001 по ООО «Рога и Копыта» ОГРН 10100000001 ИНН 1214578987 принято ФНС России и ожидает обработки, через сутки файл автоматически переходит в то ФНС, которые мы указали (где находится регистрационное дело), как только ФНС получает пакет он на электронную почту высылает расписку о получении документов подписанная ЭЦП и срок расмотрения. И ждем назначенной даты с нестерпеним и ожиданием.
И, ура, приходит радость — произведена государственная регистрация и присвоен ГРН 0000000000000000 номер от 20.07.2013 года (прислали лист записи в электронном виде, и по почте на бумажном носителе). С первой попытки прошла государственная регистрация (образец — скан выписки во вложении).
Радости было много: это эконономия денежных средств на заверение нотариальной подписи у нотариуса, распечатка заявления, протоколов и прочие. Еше нотариусы порой требовали нечто сверхестественное в подлинности представленных документов. Тем более, внесли поправки в ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», разработали «Дорожную карту» для улучшения сервиса работ ФНС и портала ГМУ.
Как было дальше
Но не тут-то было, без коррупции в России жить нельзя. Обычно нотариусы придираются к документам: то отсутствует свидетельство о внесении изменений В ЕГРЮЛ, то ошибка в протоколе или Устав сыпется и рвется от времени. У меня устав редкий и ветхий ему уже 18 лет отроду и менять его не хотел, «ретро». Нотариат — это интересный государственный орган в виде аппендикса, живут за счет оборотов государственной пошлин. Например, у нас в регионе за заверение подписи берут 500 руб. + 100 тех. работы, итого: в среднем 600-700 руб за подпись (это для формы 14001 и 13001).
А электронная подпись у меня была усиленная и отвечала требованиями ФЗ № 63 «Об электронных цифровых подписях», подарок партнеров на длительный срок.
Всем знакомым и друзьям рассказал, которые занимаются регистрацией и сдает отчетности в фонды, об электронных услугах. Они заказали большую партию «ЭЦП» сроком на 4 года. Хотя нас мало, человек 20, но объемы на регистрацию большие: то слияние, то ликвидация, и прочие действия.
ФНС поняла, что нотариусы, которые близко с ними связаны, теряют свой «хлеб с маслом». Мы проработали так месяц, подали около 300 различных заявлений, а потом началисьл отказы в регистрации.
Формулировки в отказах очень интересные, они сами не знают что писать и по каким основаниям отказать:
1. Согласно пп 1.1 ст. 9 ФЗ № 129 «О государственной регистрации …» требования к оформлению документов представлены в регистрационный орган устанавливаются уполномоченным Правительством РФ Федеральным органом исполнительной власти – заявление соответствует.
2. Согласно п. 1.1 ст. 9 ФЗ № 129 «О государственной регистрации…» заявление, уведомление или сообщение предоставляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным органом власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствова в нотариальном порядке.
3. В нарушении п. 1.2 ст. 9 Закона представленном для государственной регистрации Заявлении (форма 14001) отсутствует нотариальная засвидетельствованная подпись заявителя.
Таким образом на основании вышеизложенного ФНС рассматривает заявление как не представленное. Но самое интересное, в законе № 129 прописана процедура подачи документов в электронном виде с использованием специальных программ, так же закреплено положение в ФЗ № 63 «О цифровых электронных подписях» там описан вид подписей и к каждому виду предусмотрены соответствующие действия применения, на данный момент у меня подпись усиленная срок от 15.01.2013 по 15.01.2017 год.
Что касается подачи документов через портал «Государственных и муниципальных услуг», то регистрация и подтверждение подлинности изначально свидетельствуется Роскомнадзором и спец. оператором Ростелеком, и при подписании документов ЭЦП – получается двойная подлинность заявителя.
Но самое интересное в неграмотности специалистов Минюста России.
Подготовьте документы для внесения изменений в
ООО или
ИП на Регфоруме
Регистрация в Минюсте
Сложилась ситуация, что понадобилось сменить руководителя структурного подразделения. Учреждение, статус НКО федеральный, там процедура немного сложна но пакет тот же самый: заполняю форму Р14001, только в другой программе для НКО, подписываю ее ЭЦП и сдаю через портал «ГМУ» в разделе Министерства Юстиции Российской Федерации. Подача документов на внесение изменений, не связанных внесением в учредительные документы, менялся руководитель и адрес места нахождения. Весь пакет документов привел в соответствие: это протокол регионального отделения, решение Федерального органа о внесении изменений в учетное дело. Вся это процедура описано на сайте МИНЮСТА, что оказывают они «Государственные и Муниципальные Услуги» в электронном виде. Отправил пакет, получил расписку и жду 30 дней (срок на внесение изменений у НКО больше), и раз — получил отказ тот же самый.
Минюст приостановил регистрацию сроком на 90 дней, но самое, что поразило, что у меня зависло у них заявление, по которому срок не закончен, так как дано право на изменение или доп. предоставление документов. Принес им еще одну доверенность. А вот что касается заявления, то есть формы Р14001, то, что сказал сотрудник территориального управления, вызвало смех. «Вы заверьте форму Р14001 нотариально, и принесите её». Тут вызвало смех следущее: "как мы можем повторно заверить данную форму, когда у Вас в учетном деле лежит уже форма, подписанная ЭЦП, и что получится двойная регистрация". Тут же, не отходя, как говорится, от кассы, пишем официальный запрос в Минюст, какие государственные услуги они оказывают в электронном виде. В течение 3 суток мне был представлен ответ, что оказывают услуги в электронном виде.
Сделал выводы: что портал «Государственных и муниципальных услуг в электронном виде» и взаимодействие с Федеральными органами власти — проект ПРОВАЛЕН.
На основании этого было подано обращение в ГД РФ с приложением всех отказов, в ФНС России и Минюст России – что услуги оказывают не надлежащим образом.