Хотите, Регфорум подберет проверенного исполнителя для решения ваших задач?

Новое в исполнительном производстве

  • 17 апреля 2014 в 14:36
  • 5155
  • 3
  • 16

Вместе с реформированием судебной системы, законодатель продолжает совершенствовать и исполнительное производство. Нередко должник не спешит добровольно исполнять решение суда и тогда единственной возможностью вернуть свое выступает исполнительное производство. Моя статья посвящена новшествам, которые вносятся в эту процедуру.

Данную сферу регулируют два основных закона – Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля 1997 года №118-ФЗ и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года №229-ФЗ. С дат принятия в них неоднократно вносились изменения. Очередная порция существенных изменений была в конце 2013 и начале 2014 года. Их объем достаточно большой, но не все изменения являются существенными, и язык законодателя порой непросто понять с первого прочтения. Для легкости восприятия я объединила все изменения в небольшие блоки. Итак, что же нового нам предложил законодатель?

Исполнительные документы, извещение участников исполнительного производства, «выход в сеть»

Законодатель поправками увеличил перечень информации, которая подлежит занесению в банк данных исполнительных производств. Теперь в нем содержится больше данных о реквизитах исполнительного документа, а также теперь отражается сумма непогашенной задолженности, сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю, а также об окончании исполнительно производства. Кроме того, не только конкретизирован перечень исполнительных документов и добавлены новые. Так, появился такой вид исполнительных документов как акты Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования о взыскании денежных средств с должника, являющегося индивидуальным предпринимателем.

Изменениям подверглись статьи, касающиеся извещения участников исполнительного производства. Сейчас, кроме простого извещения о совершении исполнительного действия, пристав обязан сообщить время и место его совершения. То же самое касается и применения мер принудительного исполнения. Если же обстоятельства требуют немедленного совершения исполнительного действия, не дожидаясь извещения заинтересованных лиц, то пристав, как и раньше вправе провести такое действие, однако теперь у него появилась обязанность уведомить всех лиц о совершенном действии не позднее следующего рабочего дня.

Совершен очередной шаг к углублению в интернет – в повестке должна быть ссылка на официальный сайт и указаны контактные телефоны. Кроме того, теперь повестка направляется не только по тому адресу должника, который указан в исполнительном документе, но и по его месту жительства, а что касается организаций, то по ее юридическому адресу. Кроме того, если лицо, участвующее в деле, письменно сообщило приставу другой свой адрес, разрешается даже указывать адрес электронной почты, то пристав использует для оповещения и эти адреса. И даже если участник исполнительного производства не получил повестку, отправленную по вышеуказанным адресам, то он все равно считается извещенным.

Также необходимо отметить, что пристава избавили от обязанности прикладывать копии исполнительного листа к постановлению о возбуждении исполнительного производства, направляемого должнику.

Расширились возможности электронного документооборота. Так, постановления судебных приставов теперь могут подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью. А поручения в другие отделы судебных приставов как и раньше оформляются в бумажном виде и ОДНОВРЕМЕННО направляются по интернету!

Конечно, данные изменения идут только на пользу, поскольку способны уменьшить волокиту и положительно повлиять на оперативность в работе судебных приставов. А также снижают возможности по затягиванию исполнительного производства его участниками.

Возбуждение, ведение, прекращение и окончание исполнительного производства

Предприняты шаги к сокращению сроков ведения исполнительного производства – у взыскателя на законодательном уровне появилось право сообщить приставу всю известную ему информацию о должнике и принадлежащем ему имуществе. Конечно, в какой-то степени это способно разгрузить пристава на первых этапах исполнительного производства и быстрее запустить процесс, и даже повысить эффективность работы пристава (в случае своевременного наложения ареста на указанное в заявлении имущества), однако информация об имуществе может измениться в одночасье и целесообразность периодического направления запросов в различные инстанции не отпадает совсем.

Введены положения, касающиеся повторного возбуждения исполнительного производства в тех случаях, когда долг не был взыскан ввиду отсутствия у должника имущества, на которое можно обратить взыскание, а также при возвращении взыскателю исполнительного документа. Так, в зависимости от ситуации, повторное заявление можно подать по истечении либо шести месяцев с даты окончания первого исполнительного производства, либо двух, в зависимости от типа исполнительного документа. А если есть информация, что у должника появилось новое имущество – то и раньше.

Новшеством является введение положений, предусматривающих возможность ведения исполнительного производства группой принудительного исполнения. Данное положение направлено на увеличение оперативности и правильности исполнения сложного или большого по объему исполнительного производства.

Изменения коснулись и оснований прекращения исполнительного производства. Так, оно подлежит прекращению в случае исключения из ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице должнике, либо взыскателе. Часто случается, что исполнительное производство прекращается на основании судебного акта, либо в силу определенных обстоятельств, так вот теперь при отмене указанного акта, либо отпадении этих самых обстоятельств исполнительное производство может быть возобновлено по заявлению взыскателя, либо по инициативе пристава. Лично я сильно сомневаюсь, что приставы будут уж очень инициативны в данном вопросе.

Возможность возвратить исполнительный документ взыскателю уже после возбуждения исполнительного производства была и ранее, но сейчас это действие возможно только когда:

  1. взыскатель отказывается от имущества должника, нереализованного в рамках исполнительного производства;
  2. иностранец, не оплативший административный штраф, выдворен из РФ.

Изменениям подверглись и основания прекращения исполнительного производства по взысканию штрафа за преступление. Сейчас они следующие:

  • Смерть должника-осужденного, либо же объявление его умершим;
  • Замена штрафа другим наказанием;
  • Освобождение от уплаты штрафа по амнистии или иным основаниям по УПК;
  • Отмена обвинительного приговора в части назначения наказания в виде штрафа и прекращения уголовного дела.

Кроме того, законодатель сократил количество оснований для окончания исполнительного производства по выплате штрафов с четырех до двух, оставив только полную выплату штрафа и возвращение исполнительного документа по требованию выдавшего его суда.

Полностью переписана статья о правопреемстве в исполнительном производстве, она расширена и конкретизирована, указаны основания замены (это судебный акт, правоустанавливающие документы). О замене стороны исполнительного производства пристав выносит постановление, которое должно быть утверждено старшим судебным приставом, либо его заместителем. Копию постановления пристав направляет участникам исполнительного производства и в суд не позже чем на следующий день за днем вынесения постановления.

Исполнительные действия и меры принудительного исполнения

Законодатель добавляет новое исполнительное действие, наделив пристава правом производить зачет встречных однородных требований. При этом обязательным является условие подтверждения таких требований исполнительными документами о взыскании денежных средств. Данное действие может производиться по инициативе взыскателя, должника или же самого пристава. Кроме того, у приставов появилось право проверять правильность списания денег с лицевых счетов, требовать соответствующие бухгалтерские и иные документы.

Что касается мер принудительного исполнения, то также есть новшества – добавлено принудительное освобождение земельного участка от должника и его имущества, которое включает в себя освобождение участка от любого имущества должника и запрете пользоваться участком, а если на участке расположены строения и в исполнительном документе указано снести их, то и снос. Причем мало просто снести строение, нужно еще и вывезти за собой строительный мусор. Конечно, все это пристав не обязан делать самостоятельно, законодатель дарует ему право воспользоваться услугами специализированной организации. Аналогичная процедура установлена и для освобождения нежилого помещения.

Появилось новое понятие «исполнительный розыск», ранее такого понятия не существовало, был просто розыск. Пристав может объявить исполнительный розыск должника, имущества должника, либо ребенка. Под исполнительным розыском следует понимать проводимые приставом исполнительно-розыскные действия, направленные на поиск должника, его имущества, ребенка.

Одним из самых заметных стало введение запрета арестовывать имущество должника при сумме долга три тысячи рублей и менее. Что нам может дать данное нововведение с практической точки зрения? Для начала, явившись по вызову пристава к нему на прием, можно не переживать за свои личные вещи – они останутся у своего хозяина. Но самое главное даже не это, а то, что у приставов должно значительно сократиться количество мелкой работы и появится время на более важные и насущные дела.

Необходимо отметить, что изменения затронули и реализацию имущества должника. Как и обычно все происходит на основании постановления, в данном случае об оценке имущества должника. Далее идет оценка имущества, копия результатов которой направляется сторонам в трехдневный срок. После этого, не ранее чем через десять и не позднее чем через двадцать дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника, должно быть вынесено постановление о передаче имущества на реализацию. При этом у пристава и организации, занимающейся реализацией имущества, есть десять дней для передачи имущества на реализацию. Срок считается с даты вынесения постановления о передаче имущества на реализацию. Кроме принудительной реализации имущества, у должника появилось право самостоятельно реализовать имущество, если его стоимость не превышает тридцати тысяч рублей и отсутствует спор о его стоимости. Данным правом должник может воспользоваться в течение десяти дней с даты его извещения о произведенной оценке его имущества. Кроме того, если стоимость имущества не превышает указанную сумму, то также в десятидневный срок взыскатель может заявить о своем намерении оставить имущество за собой в счет погашения долга.

Далее необходимо отметить, что законодатель изменил свой подход к реализации имущества должника в случае начала процедуры банкротства. Так, выделен ряд исполнительных документов, по которым реализация имущества должника не приостанавливается даже если от ФНС поступила информации о возбуждении в арбитражном суде дела о банкротстве. Это касается

  • взыскания задолженности по зарплате;
  • выплаты вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • истребования имущества из чужого незаконного владения;
  • возмещения вреда жизни или здоровью;
  • компенсации морального вреда;
  • взыскания задолженности по текущим платежам.

Исполнительский сбор

Увеличен минимальный размер исполнительского сбора, если процент остался прежним, то теперь минимальный размер сбора с граждан и индивидуальных предпринимателей составляет 1000 рублей, а с организации 10 000 рублей. А если заявлены требования неимущественного характера, то граждане и индивидуальные предприниматели заплатят 5 000 рублей, а организации 50 000 рублей. Если же должников несколько и обязательство солидарное, то исполнительский сбор взыскивается с каждого из них.

Конечно же, законодатель руководствовался благими намерениями испугать должников большими суммами и тем самым стимулировать добровольно исполнять свои долговые обязательства. Но весьма сомнительно, что кто-то из злостных неплательщиков и нарушителей своих обязательств сильно испугается.

Это все, что касается наиболее существенных и заметных изменений в законодательстве об исполнительном производстве. Должно пройти время, чтобы оценить их в действии. Что-то может быть красиво и разумно изложено на бумаге и абсолютно не работать на практике и наоборот. Сейчас это сложно спрогнозировать, остается только ждать.

Добавить
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:

Информативная статья, общий порядок понятен. Теперь нужно конкретно почитать:)

17 апреля 2014 в 16:222

Если нет необходимости, то не стоит лезть в эти дебри))) На самом деле, я умышленно указала в статье обобщенные данные, чтобы дать общее представление об изменениях. Иначе ее бы мало кто осилил прочитать до конца.)))

17 апреля 2014 в 21:241

Сообщение от Юлия Карпова

«Иначе ее бы мало кто осилил прочитать до конца.)))»

Все ясно и понятно, кто хочет тот и прочитает. Не поверите, как раз закон об исполнительном производстве нужен стал, а тут ваша статья...

22 апреля 2014 в 10:311

Как удачно я тему выбрала))) Рада, что смогла помочь разобраться)

22 апреля 2014 в 10:41

Андрей, законы нет особого смысла сейчас изучать, особенно в подробности вдаваться, пока до дела не дойдет. Времени больше потратите. А чтобы было экономично по времени, а заодно и с комментариями специалистов в Гаранте почитайте обзор. Он еще в январе 2014 года был сделан - http://www.garant.ru/article/521025/.

17 апреля 2014 в 21:321

Спасибо за ссылку, Елена.

22 апреля 2014 в 10:32

Цитата из статьи

«Кроме того, у приставов появилось право проверять правильность списания денег с лицевых счетов, требовать соответствующие бухгалтерские и иные документы.»

Насколько мне известно, это требование применимо только к ограниченному числу случаев, а именно в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, принадлежащих профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Здесь, помимо проверки правильности списания, могут быть проверены и зачисления на депо-счет и лицевой счет, открытые взыскателями эмиссионных ЦБ. Соответственно и требования пристава по представлению документов бухгалтерского характера и иной документации будут справедливы только в таких случаях и при условии, что они предъявлены конкретным лицам, указанным в ст.9 Закона об исполнительном производстве.

17 апреля 2014 в 16:53
Дополнение к комментарию

Цитата из статьи

«Отмена обвинительного приговора в части назначения наказания в виде штрафа и прекращения уголовного дела»

Здесь следует учесть также ограниченность перечня оснований, по которым было принято решение об отмене обвинительного приговора или прекращении уголовного дела. Например, если принятие данных решений было связано с примирением сторон (ст.25 УПК), то исполнительное производство не будет прекращено. А вообще перечень оснований прекращения уголовного дела (отмены приговора) для целей исполнительного производства в данном контексте ограничен п.1 и п.2 части 1 ст.27 УПК.

17 апреля 2014 в 17:021

Елена, Вы неплохо знакомы с исполнительным производством!) Все Ваши дополнения абсолютно в тему. Как я уже писала выше, я не стала указывать особые условия применения некоторых новых положений закона, а лишь обратила внимание на их наличие. Но из Ваших комментариев видно, что статью Вы прочитали до конца и внимательно. И за это отдельное спасибо!.

17 апреля 2014 в 21:40

По долгу службы приходится. Сейчас процентов 50 объема моей работы связано либо с приставами-исполнителями, либо с правоохранительными структурами. Да и изложенный вами материал пришлось самой еще в январе-феврале этого года штудировать.

17 апреля 2014 в 21:59

Подскажите,пожалуйста,если на сайте приставов в БД нет исп.листа на физ лицо,я правильно понимаю,что запрета на выезд за рубеж нет?

18 апреля 2014 в 5:48

Правильно. Только проверьте еще раз, иногда информация обновляется с задержками(((

20 апреля 2014 в 9:58

Да, задержки там порой очень серьезные, но что интересно, информация быстрее первичная появляется, чем изменяются ранее опубликованные сведения. Вообще, для проверки информации о наличии запрета на выезд мало убедиться только в отсутствии исполнительного листа. Даже, если исполнительный лист есть, не факт, что есть запрет на выезд.

Чтобы не переживать по этому вопросу, самый верный вариант - визит к приставам, если, конечно, есть основания считать себя должником. Также существуют специальные списки тех лиц, которым выезд ограничен или запрещен. Но опять же, даже если в списке данных нет, запрет все равно может существовать, если лицо является должником, но не знает об этом (некоторые квитанции об оплате штрафов просто не доходят). Относительно наличия долгов, насколько мне известно, на сайте приставов есть сервис, где этот вопрос можно уточнить. Еще вроде бы как вопрос можно уточнить на портале Госуслуг, сайтах ГИБДД, ФНС и прочих структур.

22 апреля 2014 в 18:57

Цитата из статьи

«И даже если участник исполнительного производства не получил повестку, отправленную по вышеуказанным адресам, то он все равно считается извещенным.»

Такой порядок существовал и ранее.

19 апреля 2014 в 12:43

Да, но это не относилось к извещению по электронной почте. Вот эти предложения следует рассматривать совместно, а не по отдельности.

Цитата из статьи

«Кроме того, если лицо, участвующее в деле, письменно сообщило приставу другой свой адрес, разрешается даже указывать адрес электронной почты, то пристав использует для оповещения и эти адреса. И даже если участник исполнительного производства не получил повестку, отправленную по вышеуказанным адресам, то он все равно считается извещенным.»

20 апреля 2014 в 10:34

Спасибо, понятно, тот же порядок распространяется и на извещение по электронной почте.

20 апреля 2014 в 10:57