Вот еще одна новость в "копилку"...
ФНС, Центробанк и МВД создадут черный список юрлиц
Налоговики, регулятор и правоохранительные органы объединят в единый список компании, причастные к незаконным финансовым операциям
Фото: Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ
По информации «Известий», Федеральная налоговая служба, Министерство внутренних дел и Центробанк займутся созданием общего черного списка, куда войдут компании, причастные, по мнению ведомств, к незаконным финансовым операциям. Хранится он будет на сайте Центробанка и доступ к нему будет открыт для коммерческих банков. Такое решение было принято на заседании межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям (МРГ) в конце ноября под председательством помощника президента Евгения Школова (протокол заседания есть у «Известий»).
МРГ создана 30 июля 2012 года по распоряжению президента Владимира Путина и координирует работу всех органов власти по противодействию незаконным финансовым операциям (вывод капитала за рубеж, уклонение от уплаты налогов, отмывание денег). В состав МРГ входят директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин, помощник президента Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов, представители ФНС, прокуратуры, ФТС, ФСБ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы по финансовым рынкам и Следственного комитета.
На совещании группы 20 ноября 2012 года принято решение о создании базы данных организаций, владельцы которых официально заявляли о непричастности к их созданию и деятельности, компаний, отсутствующих по юридическому адресу или оформленные по адресам массовой регистрации, а также фирмы дисквалифицированных лиц.
Судя по списку компаний, которые попадут в новую базу, в правительстве озабочены массовой регистрацией компаний на так называемых «номинальных директоров» (а по сути «номинальных учредителей»). С некоторой периодичностью УФНС в разных регионах публикуют на своих сайтах текст с предупреждением. В нем описывается модель незамысловатого бизнеса регистраторов: за небольшие деньги гражданам предлагается представить свои паспортные данные и временно стать «номинальным директором» компании. Юридические фирмы (именно так именуются мошенники на сайтах налоговиков) уверяют клиентов, что в последующем юридическое лицо будет переоформлено на имя «настоящего» директора и никаких неприятных последствий не будет.
По словам налоговиков, после получения приглашения в налоговую граждане начинают писать о непричастности к созданию и деятельности созданных на их имя компаний. Но так как компании зарегистрированы без нарушений, освободить граждан от ответственности налоговая не может.
Понятие «номинальный директор» в законодательстве о госрегистрации юрлиц отсутствует. Поэтому граждане, добровольно представившие свои документы (паспорт, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и др.) и подписавшие заявление на госрегистрацию фирм, являются учредителями (руководителями) указанных компаний. Запись о госрегистрации может быть признана незаконной только по решению суда.
По словам адвоката Нины Ереминой, «номинальное директорство» — достаточно распространенное явление, и вспышки обращений в УФНС периодически возникают в регионах. Поэтому МРГ, вероятно, увидела необходимость в фиксировании подобных случаев, полагает Еремина. Списки, в которых будут отражаться компании, владельцы которых официально заявляли о непричастности к их созданию и деятельности (то есть подавшие соответствующее заявление в УФНС), могут помочь тем же банкам в проверке «чистоплотности» контрагентов.
Следующая категория компаний, которые попадут в объединенную базу данных, — фирмы недобросовестных предпринимателей, дисквалифицированных по решению суда. Проступки, за которые грозит дисквалификация (нарушение законодательства о труде, фиктивное и преднамеренное банкротство, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, нарушения при госрегистрации юрлиц и др.), перечислены в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП).
Руководствуясь ст. 14.25 КоАП, налоговики через суды дисквалифицируют «однодневщиков» на срок до трех лет — запрещают предпринимателям, уличенным в противоправных действиях, занимать руководящие должности и создавать новые фирмы. Причем за различные проступки по разным статьям КоАПа лишить такого права могут учредителей, руководителей и даже бухгалтеров, а принятие этих неблагонадежных лиц (в период отбывания ими наказания) на ответственные должности обернется для законопослушных компаний штрафом до 100 тыс. рублей.
ФНС уже с 2002 года формирует реестр дисквалифицированных лиц. В нем указываются личные данные гражданина, лишенного права занимать определенную должность, дата совершения им правонарушения, сведения о суде, вынесшем соответствующее решение, и прочее. В постановлении правительства говорится, что информация, содержащаяся в реестре, является открытой. Для ее получения необходимо оформить запрос, который будет рассмотрен в течение пяти дней. Центробанк также ведет списки дисквалифицированных лиц, но они являются закрытыми, сообщил «Известиям» источник, близкий к Банку России. Такие базы используются при согласовании на руководящие должности в коммерческие банки территориальными подразделениями регулятора.
Третью категорию списка формируют компании, которые отсутствуют по юридическому адресу или имеют «массовую регистрацию». Проверить, используется тот или иной адрес для массовой регистрации, сейчас можно на сайте ФНС. Для этого нужно ввести конкретный адрес компании, и система проверяет наличие его в базе данных. По сути система показывает, зарегистрировано ли по «нужному» адресу несколько юрлиц. Источник в ФНС рассказывает, что ведомство уже разработало черный список адресов массовой регистрации. При подаче документов на регистрацию предприятия по адресу, включенному в этот список, можно получить отказ.
Из протокола заседания МРГ следует, что черные списки будут формироваться при взаимодействии МВД, ФНС и ЦБ и эти сведения будут аккумулироваться на сайте ЦБ. Но неизвестно, насколько широк будет доступ к этим спискам. Возможно, воспользоваться им смогут только представители коммерческих банков для проверки своих клиентов.
Пока непонятно, как технически будут формироваться списки, регламент еще не отработан, сказал источник «Известий» в ЦБ. Он не подтвердил, что они будут в конечном итоге публиковаться именно на сайте регулятора, и предположил, что списки было бы логичнее размещать на сайте ФНС, поскольку у налоговиков в этом вопросе больше наработок.
В ФНС не ответили на запрос «Известий».
— Идея о формировании черных списков неплоха, — комментирует зампред Ланта-банка Дмитрий Шевченко. — Более того, заслуживает внимания и то обстоятельство, что формированием списков будет заниматься ни кто-то один, а несколько госструктур со своей зоной ответственности. Это может быть позитивным в первую очередь для организаций, которые ведут прозрачный бизнес. Например, в сфере налогообложения уже не придется доказывать, проявил или нет налогоплательщик разумную заботливость и осмотрительность при выборе контрагента. Эти списки нужно, безусловно, делать открытыми.
— Как бы ни выглядели списки и где бы они ни были опубликованы, их составители и публикаторы рискуют столкнуться с серьезными исками о защите деловой репутации, поскольку негативный характер черного списка достаточно очевиден, — комментирует партнер, руководитель налоговой практики Goltsblat BLP Евгений Тимофеев. — Судя по информации, в черном списке окажется большинство компаний, арендующих офисы в крупных офисных центрах, эти центры рутинно попадают в разряд «адресов массовой регистрации».
Отсутствие по юридическому адресу и регистрация в местах массовой регистрации сами по себе не являются противозаконными, вместе с тем публикация такой информации, безусловно, нанесет вред деловой репутации компаний и предпринимателей, что является недопустимым, соглашается старший юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Марина Краснобаева.
Главный недостаток инициативы — это устаревание информации, содержащейся в списках, замечает начальник направления налогового права, финансов и кредита компании «Частное право» Елена Муратова.
— Вновь рожденная фирма-однодневка, предлагающая свои услуги, либо организация, вставшая на путь недобросовестности, в данный список не попадет. Срок эксплуатации однодневки заметно сократится. При этом не исключены злоупотребления или просто ошибки при составлении данных списков, — говорит она.
Предлагаемые меры вряд ли сильно уменьшат число незаконных операций, бизнес просто найдет решение, как обойти этот способ борьбы за «чистоту рядов», резюмирует управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам» Ольга Пономарева. Сами по себе такие списки, как и попадание в них, не будут иметь никаких последствий, пока в этом вопросе не появится добротный юридический механизм, о создании которого пока речи не идет.
http://izvestia.ru/news/541261