Шапокляка, хотел у Вас спросить.. Как Вы относитесь к идее "слабого рубля" для стимулирования отечественного производителя?
Начавшийся кризис сильно отличается от кризиса 2008 года. Его главное отличие состоит в том, что это
только наш собственный кризис. Тогда как кризис 2008 года был
не нашим кризисом, нисколько! Это был кризис американский, потом европейский, а мы только зубоскалили и радовались их "загниванию". Это был кризис финансовый. А Россия оказалась вовлеченной в тот кризис по причине глобализации финансовой системы и встроенности основных наших авуаров в ипотечные программы США и в американскую финансовую систему по причине неразвитости своих собственных финансовых механизмов и финансового рынка. Понятно, Россия ментально совсем не рыночная страна и не скоро ею станет. По этой причине тот кризис ударил и нас. Но только шлепнул по мягкому месту
, не более.
Решение и выход из того кризиса заняло приблизительно такое время, сколько американцы и планировали. Сейчас США выходят, а затем и Европа выйдет из кризиса совсем. Экономики пойдут развиваться и доллар с евро укрепятся в разумных пределах, отчасти и за счет снижения стоимости йены. Их регуляторы следят за "разумными пределами" и соотношениями котировок валют. А твердые валюты - это сообщающиеся сосуды. Их стоимости определяются сложными взаимоотношениями, включая и соотношения внешнеторговых балансов между этими странами, и взаимозаимстованиями, и еще многими параметрами. Но и даже при всей внешней дружественности этих взаимодействий экономически развитых стран, они все ведут между собой валютные войны, стремясь тайком подготовить и обвалить свои валюты к выгоде своих производителей
Но что же у нас сейчас? У нас "черная полоса". Приходится признать, нас обыграли и мы сами себя поставили в трудное положение. У нас не финансовый кризис, который можно залить печатными деньгами и который методически за нас решал "заокеанский дядя Сэм" пять лет назад. У нас кризис, болезнь самой производственной экономики и полное отсутствие идей и стимулов к развитию. Мы пришли к тому, к чему должны были прийти рано или поздно: к обветшанию и частичному уничтожению основных производственных фондов на фоне полного отсутствия экономической мысли. Мы давно перестали производить средства производства, мы безнадежно отстали технологически, у нас нет исследований и изобретений, нет развития фундаментальной науки и создания своих технологий.
Олимпиада была каким-то мифическим стимулом, искусственной морковкой, но всему приходит конец. Затраты на Олимпиаду, скорее всего, не окупятся даже на треть. Это скажется на инвестиционном климате и подорвет доверие к власти. Доверие - вот самая ценная валюта.
Если сравнить метафорически, то кризис 2008 года года был кризисом кровопотери, а нынешний кризис - это инфаркт сердечной мышцы, качающей кровь ко всем клеткам и, конечно, к мозгу. Кровь можно перелить и из банка в банк, но сердце и мозг - это гораздо серьезнее. И главное - решать эту проблему нам придется самостоятельно, а не заокеанскими пилюлями. Опыта решения проблем у современных политиков и экономистов в нашей стране нет. Они все только получали прибыль и самолюбовались во власти. Они все зависят от Запада своими фирмами, фирмешками, семьями, живущими за рубежом, бездельниками детьми, кутящими на всяких ривьерах, оффшорными счетами, собственностью... Их легко принудить к выгодному для Запада решению.
К нам на помощь вновь приедут "варяги" разного рода. Как все эти МВФ и прочие советнички решают кризисы, мне знаем. Если вновь отдадимся им, то это обойдется нам очень дорого. Сперва нам дадут пообнищать и будут просто выкачивать деньги, а потом кинутся "помогать" под бешенный процент или сразу под национальное достояние. И решать они будут не проблемы России, а задачу своей прибыли.
Может ли нас спасти слабый рубль? Нет, не думаю, что может. Во-первых, потому что курс рубля у нас вообще не является инструментом стимулирования экономики. Он у нас поддерживается на уровне просто так для престижа волюнтаристическими методами, как "свадебный генерал". Во-вторых, потому что рубль в России - это внутренняя валюта, отражающая стоимость доллара и евро, а не уровень производства и развитие экономики.
Рубль может подешеветь по причине слабости экономики, и главное, нежелания Центробанка его поддерживать. Это может существенно повысить цены на жизненно важные товары. Тут важно понять, на что пойдет правительство охотнее: на вливания в рубль или на ограничение роста цен. Зная то, кем возглавляется правительство, ожидать можно самых смешных мер, вплоть до переименования правительства и возврата к зимнему времени летом
Для действенности, для эффекта требуется изменение экономической атмосферы в стране. Фискальная политика тоже не станет локомотивом экономики, даже если снизить налоги. Наш основной частный бизнес - это спекуляция или сервис. И того и другого уже всюду в избытке. Нет смысла их еще развивать. У нас искаженная несбалансированная структура хозяйства. Производство и крупнейшие предприятия либо полностью, либо частично государственные. И стимулировать их снижением налогов смысла нет. Это отразится на уровне жизни населения. Нефть снизится в цене с приходом на нефтяной рынок Ирана после снятия санкций. Иранская нефть отличного качества, много лучше нашей. Мы будем вынуждены продавать нефть дешево, либо сокращать добычу. Ну, или возбуждать Ближний Восток на войны.
Решение кризиса находится в полномочиях власти. Требуется начать развитие регионов, развитие страны, а не одного города. Не для сверхприбылей, не для престижа, а для жизни людей, для выживания страны. Составить реальную программу, стимулировать тех, кто хочет работать и развивать страну, а не набивать карманы. И воспитывать уважение к труду, доверие к рынку, к бизнесу, формировать свой внутренний финансовый и фондовый рынок, учить коммерции и капитализму в хорошем смысле слова. Но эти простые решения и будут самым сложным делом. Но это вопрос выживания страны. Ведь у нас традиционно вся коммерция - это только спекуляция: купить и перепродать друг другу.