Кризис-2014: кого уволят первым?
Про кризис-2014 есть две новости. Плохая – он медленно наступает. Хорошая – коллапс 2008 года сделал нас умнее и осторожнее, поэтому новой рецессии ставят статус light. Однако ненужным кадрам все равно вежливо укажут на дверь. Кому на этот раз? Разбираемся вместе с
E-xecutive.ru.
И снова здравствуйте
Разговоры об очередном витке экономического
кризиса ходят давно, но, по мнению экспертов, именно в 2014 году он действительно нагрянул, хотя его начало и растянуто во времени. Налицо характерные симптомы: спад производства, снижение инвестиционной активности, потребительского спроса и реальных доходов населения, замедление роста многих сфер бизнеса, ухудшение делового климата, значительные колебания курса рубля. При этом негативные последствия рецессии будут не столь разрушающими в силу уже полученных в 2008 году уроков, успокаивают специалисты. Однако
увольнений персонала в ряде компаниях избежать не удастся. И в силу того, что многим из них придется пережить не самые лучшие времена, кое-кому из сотрудников придется паковать чемоданы. Каким будет лицо нового экономического кризиса? Кого уволят первым? Как себя вести, если увольнение стало очевидным? В материале
E-xecutive.ru cитуацию оценивают аналитики, представители кадровых агентств, компаний-работодателей и психологи. Актуальные аспекты проблемы увольнений также затронуты в материалах
«Уволен! Как говорить об этом на собеседовании» и
«15 вопросов, которые помогут оценить новую работу».
Так, комментируя особенности экономической турбулентности 2014 года, менеджер по стратегическому и антикризисному управлению компании
Notes Investment Group, участник Сообщества
Иван Титов напомнил, что кризисы в истории человечества повторяются с периодичностью раз в сто лет, раз в сорок лет и раз в десять лет. «И примеров цикличности кризисов масса, достаточно вспомнить историю развития человеческой цивилизации. Другой вопрос состоит в том, какова истинная природа возникновения этих изменений, какой характер кризиса сегодня, и что к нему привело. Каким сознание человека может быть в будущем, чтобы жить лучше, и что надо сделать для того, чтобы это сознание изменить? Вот вопросы, на которые мы должны ответить. Другими словами, в мире глобальных изменений и глобальной экономики идет борьба за человеческий капитал, за человеческое сознание, за его поведение»,
− рассказывает Иван Титов.
Говоря о цикличности, он отмечает, что она характерна и для истории развития человеческих отношений: «Сегодняшний кризис проявляет себя раз в сто лет. Его природа завязана на принципиальных двух аспектах. Аспект первый представляет собой кризис накопления капиталов. Второй аспект
− это кризис развития человека, борьба за человеческое сознание и развитие человека или широких общественных масс».
Уроки кризиса 2008 года
«Принципиально я бы не разделял кризисы 2008 года и 2014 года. Природа кризиса 2014 года та же, что и событий 2008 года. Только его начало растянуто во времени.
В настоящее время в мире собралось огромное количество энергии, выраженной в значительной денежной массе, которая собралась в транснациональных корпорациях, а также в банковской сфере. Также во многих компаниях возникает вопрос: «Что делать дальше? Как развиваться с учетом сегодняшних реалий?»,
− рассказывает эксперт.
Причин такой постановки вопроса несколько:
- Быстрое обновление знаний и информации;
- Растущая скорость передачи данных;
- Огромный массив данных, в том числе растущий объем ненужной информации − «белый шум»;
- Быстрое устаревание технологий;
- Быстрое старение население и невозможность его быстрого обновления в развитых странах, где сосредоточен наибольший коэффициент интеллекта.
При этом кризис 2008 года преподнес многим хороший урок, в результате чего компании сегодня принципиально меняют подходы к управлению, которые ранее казались им безупречным.
Так, по словам Ивана Титова, в компаниях идет глобальная смена руководящего аппарата. Следствием кризиса 2008 года стало и то, что в компаниях постоянно ведется работа по поиску квалифицированной рабочей силы: «Возрождается система подготовки будущих кадров для своего предприятия, начиная с последних классов школ, вузов. Идет «охота» за антикризисными менеджерами, которые способны и имеют опыт работы по выводу предприятий из кризиса. На предприятиях устанавливаются программные комплексы, позволяющие получать актуальную информацию в режиме онлайн по ряду ключевых показателей, на основе которых высшее руководство компании имеет возможность быстро и адекватно реагировать на быстрое изменение внешней и внутренней среды, сложившейся вокруг предприятий и отрасли, в которой эти предприятия работают. Постоянно ведется работа по поиску и расширению контактов с зарубежными партнерами с целью привлечения квалифицированных кадров, обмена современными технологиями, опытом».
Характеризуя нынешний кризис в целом, Иван Титов отмечает, что в его условиях выживут те, кто будет кооперировать свои усилия с другими компаниями. «Смогут уцелеть и развиваться компании, товары, услуги которых будут рассчитаны на ценности, потребности и будущие аппетиты современного человека. Производимые товары, услуги должны быть рассчитаны на широкие массы людей, либо быть эксклюзивными, не имеющими мировых аналогов. После прохождения современного кризиса мир может полностью измениться до уровня, какого еще не знал современный человек. Идет масштабная революция сознания человека, технологий, ресурсов современного мира»,
− заключает эксперт.
При этом с тем, что нынешний кризис не ударит столь же сильно и больно, как коллапс 2008 года, согласен и генеральный директор
ОАО «Инновационная управляющая компания «ФиБр», участник Сообщества
Николай Бадулин: «Я не думаю, что в этот раз мы «упадем» сильнее, чем в 2008 году. Опыт кризиса многого стоит, и падение рубля «заранее»
− лишнее тому подтверждение».
Кого увольняли в 2008 году?
С просьбой напомнить о том, какие категории сотрудников и из каких сфер бизнеса в 2008 году первыми отправились на скамейку запасных, E-xecutive.ru обратился к экспертам кадрового рынка. По словам управляющего директора компании
Rational Grain Ольги Степановой, в 2008 году первыми под нож сокращений попали сотрудники двух отраслей: финансово-банковской и инвестиционно-строительной. «Тогда уже с конца лета начались первые волны сокращений, они были весьма массовыми, далее последовали вторая, и третья волна, которая уже была в 2009 году. Дальше
− производственные компании. Спрос на все виды продукции катастрофически падал, и, конечно, предприятия не могли находить платежеспособного спроса, поэтому были вынуждены сокращать объемы производства и постоянные издержки»,
− напоминает Ольга Степанова.
Вспоминая 2008 год, о сокращениях в сфере финансов вспоминает и управляющий партнер
RichartsMeyer/Recruitment Group Ольга Демидова. «Если мы говорим об индустриях, это, в первую очередь, это были банковский и инвестиционный сектор, строительство и недвижимость, розничная торговля. В целом, можно отметить, что сокращениям подвергались сотрудники бэкофиса, то есть те, которые не приносили реальную прибыль бизнесу, а также те, которые имели более высокую заработную плату наравне с коллегами на аналогичной должности или же стали сотрудниками данной компании совсем недавно»,
− рассказывает Ольга Демидова.
Кто попадет под нож в 2014 году?
Ольга Степанова отмечает, что в 2014 году весьма высок риск сокращений в финансовой сфере, впрочем, как и всегда. Это связано и с большим объемом спекулятивных сделок. Далее идут все отрасли, которые связаны с инвестициями. «Более всего обычно уязвимы так называемые сервисные подразделения. Это если говорить о функциях, то оптимизацию персонала всегда начинают с тех подразделений, которые не «генерят» доход, а, напротив, тратят бюджет, например, сюда относятся менеджеры по рекламе, менеджеры по обучению, кадровики, юристы. Далее не надо забывать, что также пересматривается подход к персоналу с большим доходом, тут речь идет о руководителях высшего и среднего звена»,
− отмечает Ольга Степанова.
Ольга Демидова, в свою очередь, отмечает, что в 2014 году будут наиболее уязвимы специалисты из банковского сектора, недвижимости, консалтинга. «Сейчас мы отмечаем сокращения в металлургическом секторе»,
− рассказывает эксперт.
− На мой взгляд, сегодня складывается несколько иная ситуация
− после кризиса 2008 года компании с большой осторожностью подходили к найму персонала, не раздувая штат, поэтому сокращения, если такое все же случится, будут не такими массовыми. Но опять же, в первую очередь, они коснутся бэкофиса».
Кому увольнение в этот раз не грозит?
Ольга Степанова предлагает вспомнить, кто был востребован в 2008-2009 годах. «Все компании искали менеджеров по продажам, более того, во многих компаниях сотрудники, которые не являлись продавцами, были заложниками ситуации, и им приходилось в той или иной мере участвовать в продажах, совершая холодные звонки и презентации»,
− рассказывает она.
По словам Ольги Степановой, в кризисные моменты крайне важны антикризисные управляющие, которые имели опыт работы в условиях кризиса, которые имели опыт оптимизации.
«Предприятию никуда не деться, и в любом случае приходится содержать бухгалтерию, логистику, если компания работает в сегменте ритейла - то весь торговый персонал. Прошлый кризис показал, что как бы сильно кризис не бил по работникам, продукты питания и товары народного потребления первой необходимости люди будут покупать»,
− поясняет эксперт.
В свою очередь, Ольга Демидова говорит следующее: «В меньшей степени сокращения персонала затронут фарминдустрию. Кроме того, исходя из нашей практики, могу отметить европейские компании, которые развивают свое производство в России и которые не только не сокращают его масштабы на данный момент, но и продолжают наращивать свои производственные мощности и нанимают персонал не только на профильные позиции, но и в бэкофис. Если мы говорим о специализации, сокращения практически не грозят сотрудникам, которые «генерят бизнес»
− те позиции, которые приносят реальную прибыль бизнесу»,
− отмечает специалист.
При этом реальные шансы остаться в компании даже в сложные для нее времена имеют сотрудники с узкой специализацией, уникальные специалисты. «В зоне риска оказываются недавно пришедшие в организацию сотрудники, а также те, кто имеет более высокую зарплату в отличие от коллег на аналогичных должностях. Также в этот период у работодателя появляется возможность избавиться от неэффективных сотрудников
− так что, если вы чувствуете, что не справляетесь со своими обязанностями на текущей позиции, задумайтесь о поиске нового места работы. То же самое можно посоветовать и работникам, осуществляющим свою деятельность по временному контракту»,
− отмечает Ольга Демидова.
В условиях кризиса четко понимать свою функцию рекомендует и Ольга Степанова: «Если ваша функция основная, то есть влияющая на финансовый результат, то шансов оставаться в компании больше, если она вспомогательная, увеличивается шанс быть сокращенным. Далее всегда учитывается, как долго человек проработал в компании, каков его реальный вклад, насколько важны сейчас его компетенции, насколько ценен он для компании, чтобы его упустить в кризисный момент. В любом случае, история проживания кризиса каждой компании уникальна, поэтому могут быть самые разнообразные ситуации».
Как пережить увольнение?
В случае, если грядущее увольнение становится очевидным, менеджер по подбору персонала
RichartsMeyer/Recruitment Group Светлана Петрова рекомендует следующее: «Логичным будет подготовить запасной вариант, в том числе, это может быть и фриланс. Также необходимо внимательно изучить ТК РФ. Как правило, компании выплачивают так называемую «подушку безопасности» в размере от двух и более окладов. Еще, например, согласно ст. 178 ч.1 и ч.2 ТК РФ, если встать на учет в службу занятости в течение двух недель с момента увольнения, можно получить дополнительные выплаты от бывшего работодателя. И еще один совет: обязательно берите рекомендательные письма от руководителей, клиентов и коллег, которые будут подтверждением, того что вы хороший сотрудник, но в силу независящих от вас и работодателя обстоятельств, трудовой договор с вами пришлось расторгнуть».
По мнению психолога, бизнес-тренера
Александра Кичаева, если вы почувствовали угрозу увольнения, следует поискать новые идеи оптимизации своей деятельности в компании
− расширить и углубить свои компетенции
− и параллельно активизировать поиск работы.
«Чтобы легче было пережить увольнение, надо заранее пересмотреть свои траты
− отдых, быт желательно перевести в режим финансово сберегающий. Но, главное, нужно понять, что даже если вас уволили, то это еще не конец света
− за кризисом придет подъем и жизнь наладится. Хотя стоит задаться вопросом: являюсь ли я незаменимым и востребованным специалистом, и если нет, то как им стать, чего мне для этого не хватает, каких знаний, навыков, опыта? И пока кризис еще не случился, готовьтесь к нему, чтобы не стать его жертвой»,
− советует эксперт.
Станьте лучшим – и вас точно не уволят
С грамотным, успешным, лояльным сотрудником расстанутся в последнюю очередь, напоминает руководитель группы подбора персонала кадрового агентства
«Юнити» Ирина Антоненко: «Носители редких, уникальных профессий менее всего подвержены увольнению, так как они обладают такими ключевыми компетенциями, без которых может остановиться работа всей компании, и поиск такого нового сотрудника может повлиять на доходы организации. К примеру, сейчас мы ищем инженера-электронщика для компании-производителя оборудования, со знанием иностранного языка, 80% командировок (по России и СНГ), который будет ездить к клиентам и помогать им настраивать ПО для купленного у компании оборудования. Вот именно таких сотрудников в компании ценят, удерживают всячески, и по надобности набирают новых».
Тот факт, что грамотные специалисты будут в цене и в период кризиса, подтверждают и работодатели. Так, генеральный директор digital-агентства
iConText Александр Худолей, комментируя ситуацию на примере сферы digital-маркетинга, отметил: «Компании в кризис, в первую очередь, сокращают маркетинговые бюджеты, и, безусловно, это отражается на сотрудниках департаментов маркетинга. Однако в digital-маркетинге квалифицированных кадров всегда не хватает
− отрасль растет на десятки процентов в год, а инструменты постоянно совершенствуются и усложняются. Так что хорошие специалисты здесь без работы не останутся, даже если рост отрасли замедлится. Для маркетологов «угроза кризиса»
− хороший стимул подтянуть свои компетенции, получить новые навыки, прежде всего, в digital».
«В 2014 году конкуренция в отрасли возрастет и за счет притока молодых специалистов (ведь работа в digital считается перспективной и модной), и за счет расширения компетенций традиционных маркетологов. В результате сильно перегретый сегодня рынок зарплат в цифровом маркетинге будет сбалансирован»,
− подытожил эксперт.
Ольга Бедарева, E-xecutive.ru
http://www.e-xecutive.ru/career/lab...&utm_content=20140314&utm_campaign=daily_stat