Но ведь рыночная экономика тем и отличается от плановой, что производство будет там, где это рентабельно. А если производство нерентабельно, то нужна постоянная государственная поддержка убыточного производства, от которой, впрочем, оно все равно не станет прибыльным. Если в Китае и Корее можно произвести товар более качественный, чем в России, но при этом более дешевый, то естественно, что инвестиции в производство потекут туда.
Другой вопрос, как им удалось создать условия для того, чтобы производство в их странах было рентабельным. Здесь и у Китая, и у Кореи пути разные.
Но, главное, с чем я с Вами не согласен... Я думаю, никакого целенаправленного развала производства в 90-х годах в России не было. Просто государство не имело возможности поддерживать убыточные предприятия и колхозы, а советский стандарт производства, с которым мы остались после распада СССР, не мог на равных конкурировать ни с Западом, ни с Востоком.
Рыночная экономика отличается от плановой свободой предпринимательства, предоставляемой предпринимателям в рамках закона о свободе предпринимательства
. Предприниматель - самостоятельно действующий хозяйственный субъект. Его деятельность должна вестись в соотвествии с законом и он должен платить налоги. В остальном он суверен в своем деле и никто не может ему противодействовать! Главным условием рыночной среды является свободная конкуренция и равенство возможностей для всех предпринимателей. Отменив сегодня плановую экономику, завтра не проснешься в рыночной стране. Россия не рыночная страна в своей ментальности. Нет условия осуществления равенства конкуренции и равенства возможностей. Но дело даже не в этом. Рентабельным производство делают усилия по его организации и методы управления. Рынок сам по себе - это среда, но он не делает производство рентабельным. Предприниматель - это способ мышления и образ жизни, а не статус. В бизнесе главным является
как делать, а не
что делать.
Хорошим примером по теме является банкротство крупного автогиганта, случивщееся летом 2009 года, когда концерн GM начал процедуру банкротства.
Концерн выпускал такие марки автомобилей как "Бьюик" (Buick), "Кадиллак" (Cadillac), "Шевроле" (Chevrolet), "Джи Эм Си" (GMC), "Джи Эм Дэу" (GM Daewoo), "Холден" (Holden), "Хаммер" (Hummer), "Опель" (Opel), "Понтиак" (Pontiac), "Сатурн" (Saturn), "Сааб" (Saab), "Воксхолл" (Vauxhall), "Вулинь" (Wuling), "Олдсмобиль" (Oldsmobile). Он владел долями в автоконцернах, производивших машины Фиат, Субару, Исудзу, Сузуки. Совок? Ничуть! Дженерал Моторс, олицетворение Америки, компания, входившая в индекс Доу Джонса, с вековой историей, а ведь убыточный. Этому предшествовала история наращивания долга и вяло текущая горячка, обострявшаяся покупкой больших пакетов акций инвестором-миллиардером Кирком Керкоряном, который свято верил, что GM, символ США не может обанкротиться. Нерентабельность становится образом управления и тогда уже не имеет значения, рыночная экономика или плановая, убытки нарастают, потому что не меняется метод управления.
Кто спас? Государство дало деньги под план банкротства. Большая тройка - Крайслер, Дженерал Моторс и Форд - была на грани катастрофы. У GM был план, который профинансировало государство, выделив 45 млрд долларов. По плану концерн был разделен на две части, в одной из которых оставили старые, убыточные модели автомобилей, такие как Pontiac, Hummer, Saab, и в другой новые, перспективные, прибыльные: Chevrolet, Buick, GMC, и Cadillac. А совсем не совок!
Сейчас GM в 2013 году вернулся на рынок, пройдя процедуру банкротства.
Вот циатата из годового GM отчета за 2013 год.
Our automotive operations meet the demands of our customers through our four automotive segments: GM North America (GMNA), GM Europe (GME), GM International Operations (GMIO) and GM South America (GMSA).
Our total worldwide retail vehicle sales were 9.7 million , 9.3 million and 9.0 million in the years ended December 31, 2013 , 2012 and 2011 .
Этого довольно, чтобы представить масштабы концерна, который прошел через процесс финансового оздоровления. А казалось, что гигант рухнет и исчезнет, как это случается. Банкротство - это всегда проблемы с деньгами, и следовательно это влечет сокращение рабочих мест и ухудшение условий жизни работников.
Это просто чудо, что GM смог пройти через эту процедуру. Вопрос не в том, чтобы финансировать убыточное предприятие. Вопрос в том, чтобы деньги сработали. А этого могут добиться только разумно действующие люди, понимающие как они должны поступать, чтобы спасти компанию и производство.
Как тут мне выше уже писали, есть такие в России методы: что-то в духе манипулирования банкротством. В правовом рыночном государстве это невозможно. Банкротство - это репутационный ущерб для компании, и я бы сказала, что для юриста, который считает такой метод оздоровления бизнеса для ИП в порядке вещей, - тоже.
Развал не требует усилий. Он происходит сам собой при отсутствии каких-либо действий. Развал не требует организации. Чтобы сделать плохо, мастерство не требуется.