начало: Полтора года назад.
СЕРГЕЙ ДУКАНОВ: ФНС ОБЪЯВИЛА ВОЙНУ ФИРМАМ-ОДНОДНЕВКАМ С "ЛИПОВЫМИ" КАПИТАЛАМИ И АДРЕСАМИ
Введенный в 2002 году единый порядок регистрации компаний не стал препятствием для создания фирм-однодневок, а наоборот - упростил их появление. Федеральная налоговая служба (ФНС) России, к которой перешли регистрационные функции, обнаружила, что новые механизмы, кроме всего прочего, создают благоприятные условия для незаконного захвата фирм. Проанализировав ситуацию, служба разработала предложения по масштабному изменению законодательства.
О том, как налоговики собираются бороться с мошенниками, в интервью рассказал Сергей Дуканов - начальник управления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ФНС России.
Сергей Сергеевич, как ФНС предлагает изменить законодательство, чтобы прекратить появление фирм-однодневок?
- Мы подготовили изменения в целый ряд нормативно-правовых актов, направленные на пресечение захвата компаний и создания фирм-однодневок. Эти изменения затрагивают положения Гражданского кодекса и законодательство о регистрации юридических лиц, включая законы об отдельных видах юрлиц: обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах и т.д.
Первая группа предложений носит экономический характер. В частности, мы предлагаем ввести норму, предоставляющую налоговым органам право приостанавливать правоспособность юридических лиц, которые не находятся по адресу местонахождения, заявленному в регистрационных документах.
Норма достаточно жесткая, поэтому порядок ее применения очень жестко регламентируется проектом законодательного акта. Применять норму можно лишь в тех случаях, когда применение иных санкций в виде штрафа, предупреждения не возымели никакого действия.
Если организация после штрафов и предупреждений по-прежнему не находится по адресу своего местонахождения, ее невозможно найти или с ней связаться, мы предлагаем выносить предписание об устранении нарушений закона. Любое юридическое лицо может в течение срока, указанного в предписании, привести свой адрес местонахождения в соответствие с фактическим. Этот срок по проекту закона не может быть менее месяца. Мы считаем, что это достаточный срок для исправления нарушений.
Если в назначенный срок организация не будет находиться по адресу, указанному в регистрационных документах, либо не внесет изменения в эти документы, налоговые органы примут решение о приостановлении правоспособности этой фирмы.
В результате организация не вправе будет совершать какие-либо сделки или осуществлять расчеты, за исключением расчетов с бюджетом, выплачивать зарплату и исполнять деликатные обязательства (обязательства, возникающие вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан - прим. ИФ-АФИ).
Как вы будете контролировать приостановление правоспособности?
- Налоговые органы будут выносить соответствующее решение и вносить запись о нем в реестр юрлиц. Информация о приостановлении правоспособности будет содержаться в выписке из реестра, на сайте ФНС России (
www.nalog.ru), будет публиковаться в журнале "Вестник государственной регистрации".
Сегодня каждый желающий может узнать о своем контрагенте все, что он хочет. На сайт ФНС за сутки поступает 183 тыс. запросов. С марта мы публикуем на сайте адрес местонахождения организаций, и любой человек может посмотреть, настоящий адрес у компании или "липовый".
То есть любая фирма может до заключения сделки проверить, не приостановлена ли правоспособность предполагаемого контрагента?
- Посудите сами, 183 тыс. запросов ежесуточно, в нашей стране сделок, не включая бытовые, совершается не больше. Это говорит о том, что информация реестра востребована, люди проверяют контрагента, прежде чем совершить какие-то сделки.
Вы не планируете обязать компании проверять контрагента перед сделкой?
- Ни в коем разе.
А если компания все же не провела такую проверку?
- По Гражданскому кодексу предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность, основанная на риске и направленная на извлечение прибыли, она сопряжена с повышенной ответственностью. Каждый участник предпринимательской деятельности должен предпринимать достаточно разумные действия, чтобы вести свои дела, то есть проявлять максимальную осторожность и внимание. Если этих качеств нет, лучше быть домохозяйкой или наемным работником.
Изменится ли сумма штрафа за несоответствие заявленного и фактического адреса?
- Нет, штраф останется таким же - 5 тыс. рублей.
Глава ФНС недавно сказал, что вы предлагаете поднять требования к уставному капиталу компаний, как именно?
- Мы считаем необходимым увеличить минимальный размер уставного капитала до стандартов, которые существуют в Европе: для обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ - до 25. тыс. евро, для открытых акционерных обществ - до 100 тыс. евро, все это в рублевом эквиваленте.
Эта норма не повлияет на процедуру создания производственных кооперативов, полных товариществ и товариществ на вере. В производственных кооперативах размер вклада может быть 1-2 копейки, в товариществах - то же самое. Но там есть ограничение: нужно нести полную материальную ответственность. Если ты не накопил денег на компанию с ограниченной ответственностью, создавай кооператив, товарищество или становись индивидуальным предпринимателем. Предприниматель имеет полное право нанять персонал, снять офис, изготовить печать, но он тоже должен отвечать всем своим имуществом. При таком раскладе, сами понимаете, люди не очень хотят быть полными товарищами или членами производственного кооператива.
Мы специально анализировали, что происходило в СССР и России начиная с 1988 года, и пришли к очень простому выводу: в 1990 году, когда минимальный капитал составлял 100 тыс. и 500 тыс. рублей в зависимости от вида общества, хозяйственные общества почти не создавались, это были единицы на всю страну. Создавались производственные кооперативы. Как только понизили минимальный уставный капитал до 10 тыс. рублей, стали создаваться общества, причем ООО и АО примерно в равном количестве.
Как только были введены определенные требования, связанные с регистрацией выпуска акций и публичностью отчетов для акционерных обществ, количество создаваемых акционерных обществ сократилось. Их количество сейчас невелико, основная масса - это те, что были созданы в процессе приватизации. Сегодня на 100 юридических лиц приходится 90 обществ с ограниченной ответственностью и 10 других коммерческих и некоммерческих организаций.
Кроме того, мы считаем необходимым ограничить перечень объектов, которые могут быть внесены в уставный капитал. Сейчас минимальный размер уставного капитала невелик, всего 10 тыс. рублей, но есть существенные проблемы даже с его оплатой.
Например, в качестве вклада в уставный капитал вносят один и тот же мобильный телефон. Бывают парадоксальные случаи, когда в качестве вклада в уставный капитал вносят право на воспроизведение в печатном издании авторского произведения, например, стихотворения. Согласитесь, это не совсем ликвидное имущество. В качестве вклада в уставный капитал вносят материю для брюк, галстуки. Я уже не говорю про арбузы, помидоры, огурцы - все становится вкладом в уставный капитал. Это неправильно.
В первую очередь вкладом должны быть деньги, во вторую очередь - наиболее ликвидные вещи. Ликвидность - это не термин гражданского законодательства, тем не менее, можно ограничить состав вкладов недвижимым имуществом, транспортными средствами. Необходимо также ограничить, какие имущественные права, какие виды ценных бумаг могут быть использованы в качестве вклада в уставный капитал.
Сейчас одна из наиболее популярных бумаг, которые вносятся в уставный капитал, - это вексель. Проблем никаких нет с векселем, но сам факт соответствия бумаги векселю по форме не говорит о том, что, по сути, - это вексель. У нас большое количество граждан, которые не дорожат своей репутацией и не платят не только по векселям. Выписать вексель в нашей стране несложно.
Другая проблема связана с тем, что можно внести в уставный капитал 25 тыс. евро, но сразу забрать их обратно. В Гражданском кодексе существует норма, в соответствии с которой по итогам финансового года сумма активов юридического лица должна быть не меньше размера уставного капитала, установленного в учредительных документах. Если сумма активов окажется ниже уставного капитала, он должен быть уменьшен. А если он и так минимальный, то организация должна быть ликвидирована.
Финансовый год - это очень большой срок, поэтому предлагается ограничить его отчетным кварталом. Тогда фактов существования юрлиц, имеющих заниженные активы, станет меньше, поскольку факт несоответствия активов и уставного капитала легко устанавливается налоговыми органами при представлении отчетности.
По нашему мнению, поднять требования к уставному капиталу - очень хорошая мера по многим причинам. Во-первых, если удастся сделать это в ближайшее время, экономика страны только выиграет. Почему? Одновременно с тем, что появятся препятствия для создания фирм с маленьким капиталом, каковыми часто являются однодневки, за 2006-2007 годы налоговые органы смогут исключить из реестра очень большой объем уже зарегистрированных фирм, которые не представляют отчетность и не осуществляют операции по банковским счетам.
В основном такими фирмами являются общества с ограниченной ответственностью. Мы их закрываем сейчас в административном порядке на основании статьи 21.1 закона о регистрации.
Нужно ли будет уже созданным компаниям увеличивать свой уставный капитал?
- Нет.
Вы упомянули о закрытии фирм в административном порядке. Каковы результаты этой работы?
- По сведениям налоговых органов, в настоящее время приняты решения о предстоящем исключении из реестра свыше 122 тыс. юридических лиц. К концу года планируется закрыть 600 тыс. организаций, которые не имеют задолженности, по сведениям ФНС России.
Был ли хотя бы один случай, что вы опубликовали объявление о планируемом закрытии организации, и кто-то на него откликнулся?
- Пока не было ни одного отклика. Наоборот, многие компании просят, чтобы их закрыли в административном порядке. Ведь в этом случае учредители ликвидируемой компании освобождаются от бремени нести расходы по ликвидации, государство само несет эти расходы. Поэтому мы предлагаем внести в законодательство изменения, согласно которым учредители ликвидируемых компаний на 3 года будут лишены права быть учредителями других организаций.
Норма будет работать по принципу: либо ликвидируешь организацию сам, либо лишаешься права быть учредителем на три года. Эта норма будет стимулировать законную ликвидацию юридических лиц, расчеты с кредиторами, выплату зарплаты, составление всех отчетов и так далее. Кстати, очень много банков являются учредителями давно не действующих фирм.
С какого времени вы проводите работу по административному закрытию?
- Пилотный проект был реализован в августе прошлого года в Московской области, а в массовом порядке работа началась в октябре.
Вернемся к разработанным предложениям. Какие еще меры вы предлагаете?
- Вторая группа предложений носит административный характер. Необходимо ввести дополнительные основания для отказа в государственной регистрации. В частности, это может быть несоответствие документов, представленных при регистрации, требованиям закона, нарушение порядка образования организации, порядка внесения изменений в учредительные документы или в сведения, не связанные с учредительными документами.
Речь идет о возвращении элементов правовой экспертизы. Предлагается в законе прописать, в каких именно случаях следует отказывать в регистрации. Даже если такой перечень займет два листа, ничего страшного, зато каждая организация будет четко и ясно знать, какие нарушения влекут за собой отказ в регистрации. Например, если вы забыли написать какое-то слово в уставе, вряд ли это повлечет отказ в регистрации. А вот если вы забыли указать перечень кредиторов в передаточном акте, это должно быть основанием для отказа.
Нарушение срока уведомления кредиторов при реорганизации или ликвидации тоже должно быть основанием для отказа в регистрации. Сейчас очень много желающих подать документы на ликвидацию юридического лица не по истечении 2-месячного срока для уведомления кредиторов, составления промежуточного ликвидационного баланса, расчетов с очередниками, в том числе с бюджетом, а буквально на 5-й день после принятия решения о ликвидации. При этом такие предприниматели с чистой совестью отстаивают свою позицию и говорят, что по закону мы не вправе отказать в регистрации ликвидации компании.
Поэтому налоговые органы сегодня отказывают в регистрации, фактически используя коллизии, имеющиеся в законе. Надо не использовать коллизии, а четко и ясно прописать эти основания в законе.
Если будет введена правовая экспертиза документов, необходимо увеличить срок государственной регистрации с 5 до 10-30 дней в зависимости от того, какой объем проверочных действий нужно совершить.
Что вы предлагаете сделать для борьбы с захватами фирм?
- Мы предлагаем целый ряд новшеств. Во-первых, необходимо установить жесткие требования по поводу того, кто имеет право представлять заявление на регистрацию сведений, содержащихся в реестре юрлиц.
Например, если речь идет о продаже доли в уставном капитале, заявление должен представлять не директор продаваемой компании, а продавец доли, это будет корректно. Если мы хотим гарантировать права учредителей компании, право на долю в капитале должно возникать не в момент сделки или уплаты денег, а в момент внесения записи в реестр. Тем самым мы придаем правоустанавливающее значение реестру и начинаем гарантировать права участников общества.
Сегодня ситуация складывается таким образом, что любой директор компании, обидевшийся на своих учредителей, может подать заявление и внести в реестр в качестве учредителей себя и своего сына. Потом директор объявит о ликвидации, поделит имущество и все. Вот такие случаи захвата существуют. Конечно, это нонсенс, такая ситуация не должна продолжаться. Необходимо как можно скорее решить ее на законодательном уровне.
Следующая проблема - это изменение сведений о директоре. Как правило, захват фирм заключается в том, чтобы захватить контроль в организации.
В целях избежания случаев "захвата фирм" регистрирующий орган отказывает в регистрации, если заявление подписано неуполномоченным лицом. Отказав в регистрации, регистрирующий орган сразу начинает проводить комплекс мероприятий. Приглашаем старого и нового руководителя, составляем протокол об административном правонарушении, поскольку руководитель, числящийся в реестре, должен в течение трех дней с момента смены руководства сообщить об этом в налоговую инспекцию. Кроме того, у регистрирующего органа имеются все основания поставить вопрос о дисквалификации прежнего руководства.
Если будут представлены доказательства, что новый руководитель действительно избран, он может вновь подать документы на регистрацию. Таких ситуаций множество, но ни единого случая захвата фирм по этой схеме не было, она эффективна.
В то же время указанная схема должна быть подкреплена нормами закона. Поэтому мы предлагаем внести в закон о госрегистрации норму, согласно которой регистрирующий орган в случае возникновения сомнений в достоверности представленных на регистрацию документов, а они должны быть подкреплены письмами, обращениями из правоохранительных органов либо от пострадавших лиц, будет вправе приостанавливать срок регистрации до 1 месяца. Такая норма содержится и в законе о регистрации прав на недвижимое имущество.
При этом не будет иметь значения, старый или новый руководитель подает документы. Если есть факт обращения, регистрация приостанавливается. Но в течение этого месяца регистрирующий орган не просто ждет, а проводит мероприятия, связанные с выяснением обстоятельств. Месяца вполне достаточно, чтобы их завершить, потому что сегодня такие мероприятия длятся от одной до трех недель, максимум месяц. Если обращений нет, регистрация будет осуществляться на основании заявления как нового, так и старого руководителя.
Как заинтересованные лица смогут подавать обращения, откуда они узнают о планируемом изменении сведений?
- Мы предлагаем все факты, связанные с планируемым изменением сведений о руководителе, а также о месте нахождения юрлица, публиковать в "Вестнике государственной регистрации" и размещать на сайте ФНС. Сам факт публикации и размещения информации на сайте - это определенная гарантия. Кто дорожит своим бизнесом, проявляет осторожность и осмотрительность в делах, тот будет следить. Кто не дорожит и не будет следить, тому и пенять не на кого. Мы предлагаем установить, что в течение 10 дней с момента публикации сведений о планируемой смене директора или адреса компании регистрационные документы не могут быть представлены в налоговые органы.
А вы не хотите просто сделать обязательным представление протокола общего собрания о переизбрании директора?
- Хотим, но сам факт представления протокола не является гарантией, потому что нарисовать протокол несложно. Нужны более эффективные рычаги, в частности, публикация сведений.
Нужно будет представить в налоговые органы доказательства публикации?
- Нет, потому что налоговые органы располагают информацией о публикации в электронном виде и могут легко проверить факт публикации.
Если кому-то покажется, что 10 дней - большой срок, мы считаем, что можно ограничиться и 5 днями, просто тогда мы ущемляем права лиц, которые могут быть затронуты при изменении сведений.
Еще раз хочу подчеркнуть, что обязательность публикации должна быть в отношении не только сведений о директоре, но и о смене места нахождения юридического лица. Дело в том, что цель захвата - стать руководителем и распоряжаться активами: заложить или продать здания, сооружения. Если я распоряжаюсь компанией, у которой есть имущество, я могу получить большой кредит под залог этого имущества. Дальше дело техники - обналичить и скрыться.
Адрес местонахождения меняется во всех случаях захвата фирм. Захватывается фирма, потерпевшая сторона идет в суд, в это же время организация меняет свой адрес на Дагестан, потом на Камчатку и так далее. Получается, что даже в суде нельзя защитить свои права, потому что постоянно меняется суд, к юрисдикции которого относится организация. Поэтому мы считаем, что для смены адреса местонахождения нужно не 10 дней со дня публикации, а 2 месяца.
На это есть основания. Что может произойти в течение 5 дней, что компании срочно надо переехать из Дагестана в Москву или наоборот? Сделка "гореть" не может, потому что ее можно совершить хоть на Камчатке или на Сахалине. Зачем тогда спешить?
При такой ситуации мы не сможем иметь экономическую стабильность. Мы имеем дело с таким бизнесом, который вовсю реализует свои права и не исполняет ни одну из своих обязанностей, даже элементарную - находиться по адресу местонахождения.
Не планируется ли усилить ответственность нотариусов, заверяющих документы, которые подаются при регистрации?
- Это следующий блок наших предложений. По нашему мнению, нотариусы должны совершать нотариальные действия не по удостоверению подлинности подписи лица, а по удостоверению полномочий лица. Сами понимаете, что такое удостоверение подписи. Ее подлинность и мы можем проверить, для этого нужно просто попросить при нас расписаться. Надо проверять полномочия, тем более что нотариус - это профессиональный юрист с лицензией.
Как они смогут это делать?
- Нужно, чтобы заявитель приносил нотариусу выписки из документов, протоколы общего собрания и другие документы, которые могут подтвердить его полномочия.
Мы также считаем, что нотариальные действия должны совершаться в том же регионе, где происходит регистрация сведений реестра. Вплоть до прошлого года так и было: нотариальные действия совершались в том же регионе, где и проходила регистрация. Но в связи с тем, что регистрирующие органы смогли на региональном уровне договориться с нотариальными палатами и получить оттиски печатей, образцы подписей и инструменты для проверки их подлинности, у тех, кто хочет их подделать, ничего не получается. Теперь случается и так, что документы регистрируются в Москве, а нотариус камчатский. Из Москвы проверить камчатского нотариуса сложно, 5 дней не хватит. Можно продлить срок регистрации на 40 дней, но это неразумно.
Правоохранительные органы со своей стороны предлагают также повысить ответственность нотариусов за совершаемые действия.
Какие могут быть варианты ответственности?
- Отзыв лицензии, административная или уголовная ответственность. На сегодняшний день, сколько мы ни направляли писем о зафиксированных фактах удостоверения подписей умерших лиц, ни одного случая даже отзыва лицензии не было.
Будет ли проверка реальности адреса при представлении документов для создания организации?
- Мы предлагаем представлять доказательства размещения организации по указанному в документах адресу в виде договоров аренды, свидетельств права собственности, то есть документов, подтверждающих либо обязательства, либо вещные права. Это и будет проверка. Если представленные документы или сведения окажутся недостоверными, это будет основанием для штрафа или дисквалификации. Кстати, информация обо всех дисквалифицированных лицах размещена на нашем сайте.
Много их уже?
- Пока 13 человек, но фирм, которые они зарегистрировали, - гораздо больше.
Когда эти предложения могут быть введены в действие?
- Это от нас не зависит. Документ согласовали ФСБ, МВД, Росфинмониторинг, Банк России, Минфин. В настоящий момент он направлен на согласование в Минэкономразвития.
На наш взгляд, законопроект сделан корректно, имеет хорошее обоснование. Финансирования он потребует, только если мы будем вводить правовую экспертизу. Тогда нужно будет выделить на каждую инспекцию дополнительно одного юриста.
/Интерфакс, 27.03.2006/