INFINITI,
Я так полагаю, некоторые участники беседы хотят выразить несколько иную мысль. Отказываться полностью от выполнения услуги + ничего не возвращать заказчику - ни одного подобного высказывания от исполнителей, вроде, не было.
Если заказчик из-за задержек истерит и просит вернуть деньги - исполнитель вполне имеет право, как я считаю, ему в этом отказать, при условии, что услуга в итоге будет выполнена, но с задержкой по объективным причинам. И если уже после устранения "форс-мажора" исполнитель все же не смог довести задание до конца - тогда возврат, безусловно.
О чем примерно и говорит Playboy из 46, приводя в пример смену адреса.
В Вашей параллели с автомобилем вина исполнителя-автосервиса все же явная. А вот если бы Вы, к примеру, загнали ребятам машину (честно, в авто не очень разбираюсь) на сложную, поэтапную работу, которую реально выполнить, скажем, в двухнедельный срок. Половину они сделали, и вдруг у всех слесарей на месяц, к примеру, отзывают лицензию/разрешение проводить такую работу. Чисто в теории давайте представим? Половину они выполнили, вторую половину выполнят по истечении этого месяца "приостановки", раньше ну увы, никто и не сможет. В этом случае Вы бы тоже требовали 100% возврат? Услуга "наполовину" оказана, и будет оказана в полном размере, когда это будет Позволено "свыше".
Вопрос крайне неоднозначный, как для заказчиков, так и для исполнителей. И односложного ответа на него и не будет. Но тут нельзя на одну сторону вешать всех собак.
Я придерживаюсь такой позиции -
Заказчик ждет окончания рео, если исполнитель уже по субъективным причинам не смог его доделать - возврат. Если заказчик брызжет слюной, ждать не собирается, деньги срочно давай, отмена заказа - извините, лесом. Или ждите.
А, и по доплатам за окончания - это на плечах исполнителя, если за заказчиком нет никаких косяков, из-за которых фирма вовремя не прекратила деятельность еще в условиях "лайт".
Услуга длительная, да и у этого рынка своя крайне тонкая специфика, заказчику хотя бы абстрактное видение нужно преподнести, причем в момент передачи заказа, а не по-факту проблемы. Ну а в идеале, все нужно заранее оговаривать, все возможные мелочи и нюансы, пусть сейчас они кажутся абсурдными, придет время...