Новый кризис надвигается из Европы
РБК 04.07.2013 09:16
Для Европы прозвучал уже второй громкий тревожный звонок. В и без того проблемной Португалии разгорается политический кризис. 1 июля подал в отставку министр финансов Витор Гашпар, по-видимому, утративший веру в эффективность непопулярной программы жесткой экономии, которая была ранее согласована с еврозоной и Международным валютным фондом. Во вторник, 2 июля, его примеру последовал министр иностранных дел Паулу Порташ. Отставка двух министров привела к угрозе распада местной правящей коалиции и спровоцировала падение стоимости португальских активов на рынках. По данным португальских СМИ, в ближайшее время еще несколько членов кабинета министров могут объявить об отставке.
В результате в среду, 3 июля, доходность 10-летних гособлигаций Португалии на вторичном рынке подскочила более чем на 150 б.п. и превысила 8%, передает Reuters со ссылкой на данные Tradeweb. Рост ставок португальского госдолга обусловлен массированной распродажей португальских ценных бумаг на фоне политического кризиса в стране. Основной индекс Лиссабонской фондовой биржи PSI 20 в среду упал более чем на 6%, наибольшее падение продемонстрировали котировки португальских банков - свыше 10%.
Как полагает аналитик Allianz Investments Ариэл Черный, в случае распада правящей коалиции в Португалии будут назначены новые выборы, и продолжение реформ и политики, направленной на быстрое сокращение дефицита бюджета, окажется под вопросом. В результате доходность португальских облигаций резко выросла, а у инвесторов в очередной раз возникли сомнения по поводу надежности инвестирования в бумаги периферийных стран еврозоны в целом, подчеркивает эксперт.
Аналитик ИФК "Солид" Эльза Бикчурина отмечает, что помимо экономических проблем на усиление негативных настроений оказала влияние политическая нестабильность в Португалии. Некоторые лидеры объединенной Европы уже высказали озабоченность по поводу возникшей проблемы, однако новостей о преодолении кризиса пока нет. В среду Народная партия Португалии, представители которой покинули правительство, проведет съезд, и, возможно, на нем будет сформулировано какое-то решение. По мнению эксперта, выход партии из правительственной коалиции приведет к тому, что правительство не сможет обеспечить большинство в парламенте для принятия реформ, которые страна должна провести, чтобы получать финансовую помощь. Усиление обеспокоенности возможной отсрочкой реформ в Португалии привело к тому, что на открытии торгов доходность ее 10-летних бондов выросла до 7,82% и впервые с 28 декабря 2012г. превысила отметку в 7%.
Распродажа португальских бондов вернула на рынки опасения повторения кризиса в Европе. Пока ситуация некритична и ее можно оперативно скорректировать. Однако бездействие или затягивание с поиском источников помощи может привести к катастрофе. На данный момент у ЕЦБ есть как минимум два резерва для того, чтобы сбить напряжение в Португалии. Первое - это пока успешная, по словам главы ЕЦБ, программа ОМТ, служащая по сути инструментом монетизации долга. Второй резерв - европейский стабилизационный механизм ESM.
Однако эксперты Danske Bank не думают, что программа ОМТ будет использована в настоящий момент для покупки португальских бондов. "Чтобы иметь право участвовать в OMT, страна должна восстановить доступ к рынку облигаций. Хотя Португалия дважды в этом году печатала деньги, этого недостаточно, чтобы квалифицировать Португалию как имеющую право на OMT", - полагают эксперты.
Однако они не исключают возможности активации вторичного рынка Secondary Market Support Facility (SMSF) в рамках ESM для покупки португальских облигаций. "Этот резерв до сих пор не был использован. Португалия будет претендовать на покупку в рамках вторичного рынка ESM как страна, уже находящаяся на стадии реализации программы корректировки. Однако с точки зрения финансирования Португалии не требуется доступа на этот рынок в текущем году", - подчеркивают в Danske Bank.
По мнению аналитиков Commerzbank, правительство Португалии погрузилось в глубокий кризис. По сообщениям СМИ, еще как минимум два министра намерены уйти из правительства. На неделе президент проведет переговоры с представителями всех сторон. Наиболее вероятен сценарий сохранения правящей коалиции. Если будут проведены новые выборы, осуществление реформ и консолидация государственных финансов будут отложены. Программа поддержки экономики может сойти с рельсов. Однако эксперты Commerzbank не думают, что кризис в Португалии перекинется на Испанию или Италию.
А зря. У Италии рыльце в пушку еще с момента вскрытия подлога с размером дефицита бюджета. Напомним, недавно вокруг Италии разгорелся скандал после того, как Financial Times со ссылкой на секретный отчет Министерства финансов Италии сообщила, что правительство страны может зафиксировать громадные убытки по деривативным контрактам - на сумму до 8 млрд евро.
Конкретной информации о банках и контрактах в материалах не содержалось, однако эксперты моментально заговорили о том, что эти контракты почти наверняка были заключены в момент подготовки Италии к вступлению в состав еврозоны в конце 1990-х гг.
Для вхождения в состав еврозоны Италия должна была выдержать жесткие критерии Маастрихтского договора, предписывающего странам еврозоны иметь бюджетный дефицит не более 3% ВВП, а в Италии незадолго до вступления в еврозону он составлял 7,7% ВВП. Однако через пару лет дефицит необъяснимым образом опустился даже ниже требуемого уровня, до 2,7% ВВП, что стало самым мощным и резким сокращением дефицита среди всех стран, изначально вошедших в валютный союз. Удивительно, но процесс сокращения бюджетного дефицита не сопровождался столь же мощным секвестром расходов или ростом налогов для увеличения доходной части казны. Это-то и заставило экономистов усомниться, имело ли место оздоровление бюджета или Италия (подобно Греции) прибегла к фальсификации бюджетных показателей. Осенью 2009г. Европейская комиссия поймала Грецию на подтасовке данных о государственных финансах, бюджете и обвинила в препятствовании сбору объективной статистики. Чем это кончилось, все прекрасно помнят.
Пытаясь выяснить причину убытков Италии по деривативам, журналисты FT обнаружили, что в 1990-е гг. власти Италии заключили с рядом инвестбанков контракты на производные инструменты (свопы на процентные ставки и опционные свопы), чтобы снизить платежи по госдолгу, перенося часть их на более поздние годы. Однако большая часть контрактов была реструктурирована в пору долгового кризиса в первом полугодии 2012г. на невыгодных для Италии условиях.
Если предположение о фальсификации подтвердится, это может быть чревато второй волной кризиса в Европе. И здесь в первую очередь нужно оценить масштабы обмана, ведь по итогам 2012г. Италия явила миру цифру бюджетного дефицита в 3%, в то время как все остальные страны еврозоны (кроме Германии) порядком вышли за эти рамки. Каким образом далеко не процветающей стране удается держать этот показатель, непонятно. Таким образом, итальянский бюджетный айсберг может оказаться огромным и утопить всю Европу.
Помимо прочего, в Италии назревает еще и политический кризис. По словам Э.Бикчуриной, здесь премьер-министр страны провел экстренное заседание правительства после того, как партия "Гражданский выбор" пригрозила выйти из правительственной коалиции из-за медленного проведения реформ.
Упомянутая выше Греция и вовсе может лишиться очередного кредитного транша, если не предъявит свои достижения кредиторам. Греции необходимо продемонстрировать кредиторам способность выполнить условия, необходимые для оказания ей международной помощи, чтобы получить следующий финансовый транш. В противном случае международные кредиторы могут заморозить выплату кредитного транша на три месяца. Об этом заявил в среду один из европейских дипломатов, после того как накануне источники сообщали, что кредиторы недовольны недостаточным прогрессом Греции в реформировании госсектора, передает Reuters. В частности, речь идет о налогообложении, сборе таможенных пошлин и сфере здравоохранения. "Мы пришли к соглашению, что Греция должна высказаться до заседания Еврогруппы 8 июля. Поэтому она снова должна представить свои достижения 5 июля", - подчеркнул один из представителей ЕС. Речь идет о кредитном транше на сумму 8,1 млрд евро.
Казалось бы, пазлы внешнего благополучия Европы и оптимистичные прогнозы европейских чиновников о начале восстановления экономики еврозоны во второй половине 2013г. рискуют рассыпаться в одночасье. Кризисный гонг в Европе угрожающе гудит под ударами политических проблем сразу двух стран и пока нераскрытыми тайнами дефицита бюджетов.