Набросала и отправила через сайт дополнительный запрос в Минюст России:
"О необходимости установления реального государственного контроля
за деятельностью Нотариальных палат и частных нотариусов в интересах граждан России
В августе 2011 года я обратилась в прокуратуру Санкт-Петербурга по вопросу несоответствия законодательству Методических рекомендаций Нотариальной палаты СПб от 27.10.2010 и массового нарушения частными нотариусами с подачи Нотариальной палаты СПб прав граждан путем взимания обязательных дополнительных поборов за навязываемые и фактически неоказываемые услуги правового и технического характера. С полным текстом обращения и предваряющей перепиской с Нотариальной палатой СПб можно ознакомиться здесь:
http://www.kadis.ru/question/?events=4
В обращении я ставила вопрос о том, чтобы контролирующие госорганы проверили мои доводы и обязали Нотариальную палату СПб отменить или изменить свои Методические рекомендации, фактически возлагающие на граждан обязанности по уплате нотариусам ВСЕГДА дополнительных сумм (кроме тех, что установлены законом). На сегодняшний день очевидно, что такого рода Методические рекомендации всех Нотариальных палат в стране не соответствуют Основам законодательства РФ о нотариате (с учетом правовой позиции КС, изложенной в Определении от 01.03.2011 № 272-О-О, которую нотариальное сообщество упорно игнорирует). Кроме того, при изучении вопроса мною было установлено, что Методические рекомендации Нотариальной палаты СПб не соответствуют также Закону СПб о нотариате № 803-3 от 16.01.2009, во исполнение которого они приняты. Потому что в Законе СПб о нотариате (в Москве ситуация обстоит точно так же) к полномочиям Нотариальной палаты отнесено: рекомендовать объем и стоимость в отношении КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (3 позиции - составление проектов, изготовление копий, разъяснение вопросов), а не в отношении каждого НОТАРИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ (как сделано Нотариальной палатой в оспариваемых Методических рекомендациях).
Мое обращение было перенаправлено Прокуратурой СПб в орган, который должен осуществлять контроль за деятельностью нотариусов (ГУ Минюста РФ по Санкт-Петербургу). Из ответа ГУ Минюста РФ по Санкт-Петербургу от 26.10.2011 № 04-7290 (с текстом можно ознакомиться здесь:
https://regforum.ru/showthread.php?t=79120&page=21, пост 210) следует, что обращение по существу не рассмотрено вследствие того, что «…Главное управление не имеет полномочий обязать Нотариальную палату отменить либо изменить Методические рекомендации, утвержденные решением Правления Федеральной нотариальной палаты и согласованные с Министерством юстиции Российской Федерации». В связи с этим прошу Минюст России ответить:
1. Действительно ли территориальные органы Минюста не имеют полномочий проверять Нотариальные палаты регионов, контролировать их деятельность, проверять выпускаемые Нотариальными палатами документы (в том числе – фактически возлагающие на граждан дополнительные обязанности по внесению неких сумм в пользу частных нотариусов)? То есть действительно Нотариальные палаты полностью выведены из сферы государственного контроля и надзора в течение многих лет, вследствие чего творят, что им вздумается?
2. О каких «Методических рекомендациях Федеральной нотариальной палаты, согласованных с Министерством юстиции РФ», идет речь в ответе ГУ Минюста РФ по СПб от 26.10.2011 № 04-7290? Где можно ознакомиться с данным документом и реквизитами «согласования» (меня, в частности, интересует – какое должностное лицо Министерства юстиции «согласовало» возможность взимания с граждан частными нотариусами ВСЕГДА дополнительных поборов)?
3. Если все же территориальные органы Минюста РФ должны контролировать деятельность Нотариальных палат и никакого «согласования» незаконных действий частных нотариусов со стороны Минюста РФ не было – пожалуйста, примите меры к рассмотрению по существу моего обращения вашим территориальным органом (либо решите, наконец, вопрос по существу для всей страны, обязав все Нотариальные палаты и всех нотариусов привести свои документы и тарифы в соответствие с законом и правовой позицией Конституционного суда РФ от 01.03.2011).
Необходимо как можно скорее ликвидировать порочную практику взимания дополнительных незаконных поборов, «маскировки» их под нотариальный тариф (включения в единую сумму, взимаемую нотариусом) и пр. Нотариат давно стал большим бизнесом, в чем легко убедиться, заглянув, например, сюда:
http://www.v6spb.ru/branches/notarial.php#1 (в ряде случаев получить «доступ к телу» нотариуса невозможно, не заплатив некую сумму предварительно Индивидуальному предпринимателю, через которого проводятся «услуги правового и технического характера»).
Считаю, что ждать нового Закона о нотариате нет смысла, его принятие (даже если состоится в ближайшее время, что еще далеко не факт) не решит проблему. Как откровенно заявила председатель Нотариальной палаты СПб г-жа Романенко (вот здесь:
http://www.kadis.ru/question/?id=1868): «К новому закону также, вероятно, будут приняты методические рекомендации, так как нет возможности внести в закон все нюансы и особенности, все вопросы, возникающие в процессии правоприменительной практики…» (то есть даже в условиях нового закона от незаконных дополнительных поборов нотариальное сообщество не собирается отказываться). Государству в лице уполномоченного надзорного органа все равно нужно вмешиваться и регулировать отношения частных нотариусов и граждан, защищая последних от произвола, последствий их монопольного картельного сговора нотариального сообщества (как изначально более слабую сторону). Надеюсь, что изложенные в моих обращениях доводы не будут оставлены без внимания и будет получен, наконец, адекватный ответ уполномоченного контролировать нотариусов государственного органа, защищающий права и законные интересы граждан России."
Посмотрим, напишу - когда и что ответят. Так то я не против в суд сходить с иском о взыскании суммы неосновательного обогащения 2500 руб., и квитанция у меня есть на общую сумму 3000 руб., и бумажный вариант подготовленного Соглашения о детях сохранился, и супруг, вероятно, подтвердит, что никаких допуслуг нам не оказывали, а попросили представить "флэшку" с текстом Соглашения, в котором изначально все было правильно... Вероятность выигрыша после 01.03.2011 оцениваю, как высокую. Но будет ли толк от единичного судебного решения - вот в чем вопрос.