Ну, эм, а для каких целей создается этот клуб по интересам?
Сегодняшней публикацией хочу продолжить традицию обсуждения отдельных видов юридических лиц и особенностей их создания и функционирования. Повод для новой статьи дало Правительство, не так давно разродившееся Постановлением о порядке ведения реестра объединения работодателей. О том, что это за объединения, зачем им реестр и как в нем оказаться – ниже.
Федеральный закон «Об объединениях работодателей» № 156-ФЗ принят был еще 27.11.2002 г. и призван урегулировать деятельность таких «профсоюзов наоборот».
Объединение работодателей – это особая «социально ориентированная» некоммерческая организация, которая в качестве организационно-правовой формы может быть только ассоциацией, членами которой, в свою очередь, могут быть работодатели (физические или юридические лица) и (или) объединения работодателей [т.е. возможно создание многоуровневых «матрешек»]. Уставом ОР может быть предусмотрено вхождение в него иных некоммерческих организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности.
Закон содержит перечень прав и обязанностей данной разновидности юридических лиц, из которого можно сделать вывод, что основу их деятельности составляет защита интересов членов и участие коллективных переговорах для заключения соглашений, иными словами, ОР – активные деятели в сфере социального партнерства. При этом они не только имеют возможность предлагать, рассуждать, ставить под сомнение, оспаривать и т.п. соглашения и действия, связанные с регулированием труда, квалификационными требованиями и т.п., но и следить за выполнением взятых в подобных соглашениях обязательств как своими членами, так и другими организациями, на которых трудовое законодательство распространяет действие таких договоренностей. Наиболее «живой» и реально заметный пример – региональные соглашения о МРОТ, которые автоматом действуют на той или иной территории в отношении всех работодателей, если от установленных такими соглашениями нормативов вовремя и мотивированно не отказаться.
Основа создания объединения работодателей – решение учредителей, которыми могут быть три и более работодателя или два и более объединения работодателей. В дальнейшем ключевые решения, связанные с изменением учредительного документа (которым для ОР является устав), реорганизацией и ликвидацией и т.п., принимает высший орган управления ОР (по ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. этим органом является Общее собрание членов ассоциации).
В уставе ОР, кроме классических для любой ОПФ сведений типа наименования, места нахождения, порядка управления и т.п., должны содержаться экзотические пункты, определяющие порядок наделения представителя и (или) представителей объединения работодателей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений. Примечательно, что законодатель наделил учредителей ОР правом предусмотреть в уставе, кроме прочего, санкции для членов ОР за несоблюдение положений устава и решений органов управления ОР.
Имущество объединения работодателей формируется за счет вкладов его членов, членских взносов и других источников. По общему правилу при выходе из ОР бывший член объединение не сохраняет прав на ранее переданное ассоциации имущество [иной порядок может быть предусмотрен уставом ОР].
ОР по масштабам могут быть самыми разнообразными – от совсем скромных, до громадных. Официальная классификация, предусмотренная в законе об ОР, выделяет возможность создания объединений работодателей по территориальному принципу (общероссийские, межрегиональные, региональные), отраслевому принципу, а также территориально-отраслевому.
При этом для общероссийских, общероссийских отраслевых и межотраслевых объединений законом особо оговаривается право использовать в наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» и их производные без получения предварительных разрешений.
Вступление в ОР – дело сугубо добровольное, равно как и выход из объединения. Все члены объединения равны в своих правах, к которым относится право на участие в выборе органов управления ОР, право вносить предложения о направлениях деятельности ОР, участвовать в определении содержания и структуры заключаемых ОР соглашений и получать тексты таких соглашений и т.п. Наиболее практически полезное из указанных в законе прав – право на получение от объединения работодателей помощи (порядок и объемы которой прописываются в уставе каждого конкретного ОР).
Как обычно, правам корреспондируют обязанности, и основная обязанность члена ОР – соблюдать условия заключенных ОР соглашений. При этом даже выход из объединения не освобождает автоматически выбывшего члена от ответственности за нарушение обязательств, которые были приняты на себя ОР в период членства.
Вообще каждое объединение работодателей обязано вести реестр своих членов, а если одно объединение входит в состав другого, более крупного, делиться с этим более крупным объединением данными из своего реестра.
Однако еще осенью 2014 года в закон об ОР была включена статья, предписывающая в добавок к внутренним реестрам ОР «пересчитать» все ОР в государственном реестре объединений работодателей, который должен был быть общедоступным. Предполагалось, что сведения в такой реестр будут вноситься не автоматически, а на основании заявления ОР, которое должно быть направлено не позднее, чем через шесть месяцев после регистрации ОР в качестве юридического лица. В противном случае организация утрачивает право использовать в своем наименовании слова «объединение работодателей» и производные от этих слов. Обязанность отметиться в реестре, повторюсь, в законе прописали еще в 2014 году, а вот порядок ведения данного реестра и порядок включения в него сведений был утвержден Постановлением Правительства РФ № 681 совсем недавно – 7 июля 2015 года.
Согласно положениям указанного Постановления органом, ответственным за ведение общероссийского реестра, является Министерство труда и социальной защиты. Именно Минтруд является оператором реестра и обязан разработать формы заявлений ОР о включении объединения в реестр. В Постановлении содержится перечень информации, подлежащей включению в заявление:
На рассмотрение заявление у Минтруда есть 20 рабочих дней с момента его регистрации, при этом срок может быть увеличен вдвое в случае необходимости направления запроса в ФНС для сличения сведений со сведениями ЕГРЮЛ.
Об изменениях сведений, указываемых в реестре (а в нем содержится информация, подлежащая включению в заявление – см. выше + регистрационный номер записи и дата принятия решения о внесении сведений о конкретном ОР в реестр), ОР также необходимо подавать заявление в Минтруд для поддержания информации в реестре в актуальном виде.
Ради интереса поискала утвержденную Минтрудом форму заявления: пока по верхам нигде не лежит.
Ну, эм, а для каких целей создается этот клуб по интересам?
Самый яркий пример - Российский Союз Промышленников и Предпринимателей - он функционирует на базе двух юридических лиц: общероссийского объединения работодателей и общероссийской общественной организации....
Ну, а в основном, как я поняла, объединения предпринимателей - профсоюзы наоборот в рамках социального партнерства. Плюс можно собрать с членов взносы и обязательства придерживаться высоких стандартов, а потом их ругать-наказывать за нарушения) или наоборот плюшки раздавать.
Ну я имел ввиду то, что какой коммерческий интерес.
Вот ввели СРО и лицензирование. Тратишь деньги, а на выходе открываешь новый для себя рынок и получаешь деньги. Тут все ясно.
А тут создаешь или вступаешь в данный клуб по интересам, тратишь деньги, а на выходе... Вот тут мои мысли останавливаются :)
Теоретически, видимо, можешь что-то получить в качестве материальной помощи, пропихнуть свои интересы куда-нибудь, вероятно, некоторый понт из серии "я там есть". А так, конечно, только больше ответственности. Но это все из песни о "социально ответственном бизнесе" - в теории, звучит красиво. На практике, могут себе только крупные игроки позволить, потому что мелким надо просто выжить.
Я вот тоже об этом и думал, что фактической помощи и выгоде организациям тут как-то призрачно выглядит.
Как мысль, это ведь надо содержать у себя под "крылом" людей, которые будут делать документы, чтобы соовтетствовать требованиям.
Я в смущении каком-то...
С другой стороны, для кого-то существуют же семинары по корпоративной социальной ответственности? Насколько я понимаю, если на это тратятся (как на семинары, так и на ответственность), значит, где-то в конце туннеля предполагается профит.
Цель создания вообще не понятна. Если у профоюзов есть права по ТК. То какие права у объединения работодателей? Я только одну вижу - лоббирование поправок в ТК. Ну и участие в соглашении по региональному МРОТ. И все. И то не факт что кто-то их будет слушать.
«Я только одну вижу - лоббирование поправок в ТК. Ну и участие в соглашении по региональному МРОТ.»
С первого взгляда, конечно, это наиболее заметное. Насчет слушают-не слушают - не знаю. Мне кажется, последнее время потихонечку, медленно, по чуть-чуть, но к людям стали прислушиваться. Хотя и не всегда.