Добрый день, коллеги!
Начался новый боевой год, а значит, пришла пора обдумывать законодательные изменения и поправки, вступившие в силу в первые дни года. Ниже обзор самых последних изменений одного из базовых кодексов – Кодекса об административных правонарушениях.
Итак, с 01.01.2016 г. вступили в силу поправки в КоАП РФ, внесенные несколькими законами: ФЗ от 01.12.2014 N 419-ФЗ, ФЗ от 22.12.2014 N 437-ФЗ, ФЗ от 03.11.2015 N 307-ФЗ, ФЗ от 28.11.2015 N 350-ФЗ и ФЗ от 14.12.2015 N 378-ФЗ. Далее рассмотрю изменения, внесенные каждым из указанных законов (в хронологическом порядке – по «давности» принятия того или иного акта). На первом из них − Федеральном законе от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» − позволю себе не задерживаться, поскольку вносимые им в КоАП РФ изменения носят редакционный характер.
Федеральный закон от 22.12.2014 N 437-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения» изменяет КоАП РФ в части давно ожидаемой «сахарной косточки» для тех, кто быстро и без возражений оплачивает штрафы за нарушения на дороге: при оплате штрафа в течение 20 дней с момента вынесения постановления штраф может быть уплачен в размере половины назначенной суммы (в то время как обязанность по уплате штрафа будет считаться исполненной в полном объеме). Такая льгота не распространяется на ряд составов, включая такие серьезные проступки как:
а также на некоторые правонарушения, совершенные повторно:
Федеральный закон от 03.11.2015 N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» дополняет КоАП РФ двумя новыми статьями:
9.22 − Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод
и
14.61. Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате.
Цель поправок (как и всего вносящего их закона) – стимулирование своевременной оплаты потребителями энергетических ресурсов и, в свою очередь, повышение гарантий оплаты для поставщиков.
Федеральный закон от 28.11.2015 N 350-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает административную ответственность для граждан за нарушение порядка предоставления отчетов в налоговые органы о движении средств по вкладам и счетам в банках за рубежом.
Так, в частности, нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней влечет для физических лиц штраф в размере от 300 до 500 рублей, просрочка на срок от 10 до 30 дней – карается штрафом от 1000 до 1500 рублей, более 30 дней – от 2500 до 3000 рублей.
Федеральный закон от 14.12.2015 N 378-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», кроме прочего, излагает в новой редакции ст. 12.12.3 КоАП РФ (Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн).
Напомню, что изменяемая статья КоАП РФ появилась в Кодексе совсем недавно – 15 ноября 2015 г. Санкции за нарушения оплаты проезда большегрузов в первоначальной редакции предлагались суровые: за неоплату мзды «Платону» водители должны были платить штраф в 5 тысяч рублей, физические лица, ответственные за движение транспортного средства (в том числе, индивидуальные предприниматели) могли получить штраф до 40 тысяч рублей, юридические лица – до 450 тысяч (при повторном нарушении – до 50 тысяч и 1 млн соответственно). Суровость кары вызвала массовые протесты дальнобойщиков, на реализацию статьи в той редакции был введен мораторий и спешно подготовлена новая версия – именно та, что вступила в силу после боя Курантов.
Теперь ответственность существенно смягчена: водитель ТС, принадлежащего иностранному перевозчику, и собственник автомобиля облагаются штрафом в 5000 рублей, при повторном правонарушении размер штрафа возрастает в два раза. При этом, если автомобиль въехал на территорию РФ из-за границы и успел проехать не более 50 км. по просторам нашей родины, то, при условии оплаты «Платону», правонарушитель от ответственности освобождается.
С 05.01.2016 г. вступили в силу поправки в КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Как и следует из названия данного закона, изменения связаны с правонарушениями, касающимися ограничений конкуренции, проведения торгов и т.д.
Так примечание к статье 2.4, в котором содержится длинный перечень лиц, являющихся в понимании законодателя должностными, дополняется новыми персонажами – это лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии. Данные лица несут ответственность как должностные, за противоправные действия, описанные во включенной в Кодекс новой статье 7.32.4 (Нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися), содержащей 10 частей.
Среди новых административных составов размещение в соответствии с законодательством РФ информации о проведении обязательных торгов, продаже государственного или муниципального имущества, размещение недостоверной информации о проведении обязательных торгов, нарушение сроков размещения информации о торгах, порядка предоставления информации и т.д. Наказания по всем частям – только штрафы (для должностных лиц и для юридических лиц).
Кроме этого вносятся поправки в ранее существующие статьи КоАП РФ:
Наиболее «свежие» изменения в КоАП РФ вступили в силу с 10.01.2016 г. Поправки также касаются конкуренции и внесены Федеральным законом от 13.07.2015 N 250-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме прочего, в качестве отдельной статьи в КоАП РФ появилась ст. 14.9.1 (Нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства). Соответственно, правонарушения, в ней описываемые, исключены из составов, предусмотренных ст. 5.63 КоАП РФ (Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг).
Появившаяся в КоАП РФ статья 14.9.1 направлена на защиту участников строительного бизнеса от незаконных действий государственных и муниципальных служащих в контексте проведения процедур, в сфере строительства, включенных в исчерпывающие перечни. Нарушения могут заключаться как в нарушениях сроков осуществления процедур, так и в требованиях провести процедуры, не предусмотренные соответствующими перечнями. Примечательно, что за первичное совершение подобного правонарушения должностное лицо может отделаться предупреждением или скромным штрафом в размере от 3000 до 5000 рублей. В случае выявления повторного проступка санкции строже – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок до двух лет.
Поводом для возбуждения дела по рассматриваемой статье является принятие комиссией антимонопольного органа решения, в котором установлен факт совершения должностным лицом нарушения обязательной процедуры.
Кроме этого, нынешними поправками скорректировано еще несколько статей КоАП РФ. Так из «ведения» ст. 14.31 (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке) исключены составы, попадающие под специальную статью 9.21, название которой претерпело изменения и теперь звучит как «Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)».
На этом заканчиваю – больше принятых изменений в КоАП РФ мне обнаружить не удалось.
В настоящее время в Думе рассматриваются законопроекты, точечно изменяющие действующий КоАП РФ, а также более радикальные проекты, предлагающие полностью заменить Кодекс на новый. В. Плигин, Д. Вяткин и А. Агеев начали 2015 год с внесения законопроекта о новой редакции общей части КоАП. Агеев осенью засветился с проектом КАО – Кодекса об административной ответственности. А под конец года – снова Плигин и новый проект КоАПа, уже целиком, на полторы с лишним тысячи страниц.
И тот и другой проект предусматривают вступление в силу – в случае принятия – с 1 января 2017 г. Так что время для чтения и обсуждения есть.