На прошлой неделе одно из крупных изданий поделилось информацией о разработке в недрах Минэкономразвития проекта закона, позволяющего отбирать бизнес за долги в прямом смысле слова, путем принудительной конвертации долга в акции в рамках процедуры банкротства.
Как я понимаю, текста законопроекта еще нет: есть только идея, обсуждаемая бизнес-элитой и чиновниками, но, если верить первоисточнику, у идеи есть все шансы оформиться в законопроект и отправиться покорять Думу.
Учитывая внимание, которое уделяется теме банкротства на Регфоруме, позволю себе предложить вам, коллеги, эти изменения для обсуждения даже в таком недооформленном официально их виде.
Смысл предложения в том, чтоб в определенных ситуациях, когда недобросовестность владельцев бизнеса, из-за действий которого дело дошло до банкротства, будет доказана и судом установлена, позволить кредиторам разработать и утвердить план спасения тонущей компании, ключевым пунктом которого является выкидывание за борт старых собственников.
Если верить «Ведомостям», ссылающимся в свою очередь на Игоря Шувалова, существующим должникам это не грозит, т.к. процедура предполагает применение только в связи с задолженностями, возникшими после вступления поправок в закон в силу.
бесплатный доступ
Запись семинара
«Банкротство юридических лиц»
Критериев недобросовестности учредителей бизнеса предложено несколько: чтоб получить акции компании-должника кредиторам придется доказывать, что
- собственники бизнеса действовали во вред кредиторам; или
- стоимость чистых активов была отрицательной в течении минимум трех лет, а от кредиторов эта информация утаивалась; или
- собственники в последние три года привлекались к ответственности по ст. 10 Закона о банкротстве; или
- совершенные участниками сделки признавались судом недействительными; или
- у этих лиц есть неснятая/непогашенная судимость по экономическим статьям.
Одно из объяснений, откуда растут ноги у инициативы, связано с планами по созданию то ли «банка», то ли «агентства» плохих долгов (планы обсуждаются с начала года, но четкой картины того, что это такое будет, в какой форме и будет ли вообще, пока нет). Этот неведомый зверь, как планировалось, должен быть создан в рамках поддержания финансовой системы в смутные годы для приобретения у банков просроченной задолженности на бюджетные деньги.
Не получается ли, с учетом идеи о конвертации долга в акции, что мы идем к новой национализации?
Если же закрыть глаза на размытую и неясную пока картинку с гос.структурой по скупке проблемных активов, то не приведет ли конвертация долгов в доли участия к увеличению рейдерских атак на бизнес? Ведь ни для кого не секрет, что банкротство и раньше использовалось в рамках мероприятий по недружественному поглощению, а тут – все карты в руки?
Что думаете, господа?