Далеко не все гладко в работе юристов-регистраторов, да и тех, кто самостоятельно пытается зарегистрировать фирму или внести в ЕГРЮЛ изменения. Пожалуй, самое неприятное, что может случиться после нудной и долгой подготовки документов и отстаивания очереди в налоговой инспекции, – это отказ. Но отказ, как простуда, - при правильной профилактике можно избежать болезни. Рассмотрим основные причины отказов в инспекции и пути предотвращения проблемы.
Причины отказов
Существует две основных формулировки отказов в налоговой:
- Не предоставлено заявление на регистрацию
- Не предоставлен… (устав, протокол/решение, договор об учреждении и т.д.)
Иногда случается, что заявитель действительно забывает о необходимости каких-либо документов для налоговой и попросту не подает их для регистрации. Это происходит чаще всего с теми, кто самостоятельно пытается зарегистрировать фирму или внести изменения в ЕГРЮЛ, игнорируя консультации опытных юристов. Причиной такого отказа может быть и банальная невнимательность. Лучший способ избежать неудачи – тщательно проверить все документы.
Почему же тогда в отказе пишут «не предоставлен», если вы уверены в том, что все необходимые документы были вами поданы в налоговую? На самом деле, представленные выше формулировки отказов являются универсальными как для отказов по причине не предоставления документов, так и для отказов по причине неправильно оформленных документов. Это происходит потому, что, согласно закону 129-ФЗ, подавать нужно документы, содержащие достоверные сведения. Если документы составлены неправильно, то сведения в них считаются недостоверными. Отсюда и отказ: «Не предоставлено заявление, содержащее достоверные сведения о…». То есть регистрирующий орган не оспаривает факт предоставления документа в принципе, он сообщает, что документ, который требуется по закону, содержит недостоверные сведения.
Согласно статье 23 Закона «О государственной регистрации юридических лиц», который регулирует процедуру регистрации и внесения изменений в ЕГРЮЛ, есть несколько причин для отказа:
- непредставление необходимых документов;
- подача документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
- фирма, подающая документы, находится в процессе ликвидации или утратила свой статус юридического лица;
- заявление подписано неуполномоченным лицом;
- не соблюдена нотариальная форма подачи документов;
- выход из общества единственного участника либо всех участников;
- несоответствие наименования требованиям законодательства.
Практика показывает, что нередко регистрирующие органы любую, даже незначительную ошибку и все неточности в заявлении относят к непредставлению достоверных документов, после чего со спокойной совестью выдают отказ.
Чтобы вам не испытать на себе всю неприятность отказов, я расскажу, какие ошибки чаще всего допускает заявитель и как их избежать.
Виды ошибок
1. Ошибки из-за невнимательности - неверно указаны данные в форме заявления: адрес, организационно-правовая форма, фирменное наименование, данные на директора и учредителей, количество учредителей, коды ОКВЭД и т.д. В любой графе подаваемой формы может быть допущена ошибка, поэтому рекомендую внимательнейшим образом проверить все данные, вписываемые в заявление.
2. Несоответствие требованиям при оформлении документов:
- подпись заявителя не заверена, отсутствует печать и подпись нотариуса; заявитель расписался не во всех листах формы, которые прикладываются к заявлению;
- подпись и печать нотариуса нечеткие, размытые, нечитабельные;
- заявление заполнено и от руки, и на компьютере одновременно (помните, допустимым является только один из указанных способ заполнения формы и только одним цветом – синим или черным, красные или зеленые чернила не допускаются);
- документы не пронумерованы, не прошиты либо прошиты неправильно, на прошивке не стоит подпись заявителя;
- нет подписей учредителей (участников) в протоколе (решении), в договоре об учреждении;
3. Невыполнение требований при регистрации компании (регистрации изменений):
- непредставление необходимых документов либо предоставление копий документов вместо требуемых оригиналов;
- неверная форма заявления;
- заявителем выступает лицо, не имеющее на это права (не учредитель, не директор);
- неверно указаны данные в квитанции - реквизиты налоговой, данные плательщика;
- указанные в заявлении данные не соответствуют тем, что содержатся в ЕГРЮЛ, либо указаны не все данные на организацию/заявителя;
- участник юридического лица ранее состоял в подобного рода организации, но возникли ошибки в ЕГРЮЛ, связанные с «зависанием» в нем данного участника.
4. Несоблюдение установленных сроков, например, между подачей заявления о регистрации (внесении изменений) и принятием решения о регистрации.
5. Ошибка налогового инспектора. Бывает, что все документы заявитель оформил правильно, но во время приема заявления инспектор, грубо говоря, испортил документ (например, порвал прошивку), из-за чего и выдали отказ.
Типовые ошибки
Приведу список самых распространенных ошибок, которые допускают как новички, впервые столкнувшиеся с заполнением заявлений для регистрирующего органа, так и опытные регистраторы.
Неправильно заполнены пункты в заявлении. Например, в графе «Полное [наименование организации]» многие вместо «Общество с ограниченной ответственностью «Фиалка» пишут «Фиалка» без указания ОПФ или «ООО «Фиалка», что тоже является неправильным. Эта, казалось бы, пустяковая ошибка влечет за собой отказ.
Одни и те же данные в разных графах заявления отличаются. Например, где-то вы указали, что директором является Иванов Иван Иванович, а где-то Иванов Иван Сергеевич. Также можно неправильно переписать паспортные данные директора – данные в документах и в заявлении должны быть абсолютно идентичны, нельзя ничего сокращать и, естественно, дописывать. Какие-либо исправления и помарки не допускаются.
К тому же, налоговые органы проверяют все юридические адреса. И хоть в списке необходимых для представления в налоговую документов не числятся документы от собственника помещения (свидетельство о праве собственности, гарантийное письмо), их наличие в общем пакете документов может стать как поводом для отказа, так возможностью не получить отказ (этакая регистрация Шредингера). Например, если будут отсутствовать документы от собственника, в налоговой могут посчитать, что открывается фирма-однодневка, и вы получите отказ. К тому же, у налоговой не будет прямых доказательств о том, что ваш адрес существует и что вы регистрируетесь на него с согласия собственника. С другой стороны, если адрес «массовый», вы также можете получить отказ, даже если в пакет документов вложили и гарантийное письмо, и свидетельство о праве собственности. Так что при первичной регистрации или при смене адреса заранее узнайте, является ли ваш адрес массовым.
Часты отказы в связи с неверным составлением устава. О том, что необходимо прописать в уставе, сказано в законе об ООО (либо в Законе «Об акционерных обществах»). Если содержание устава соответствует требованиям законодательства, но в налоговой посчитали, что чего-то не хватает, можно смело оспаривать отказ.
Подготовьте документы для внесения изменений в
ООО или
ИП на Регфоруме
Изменить «-» на «+»
Что же делать, если несмотря ни на что вы все-таки получили отказ?
Как мы выяснили выше, отказ может быть выдан из-за ошибки в документах, допущенной заявителем или из-за испорченных налоговым инспектором документов.
Отказ из-за ошибки налогового инспектора
Если вы получили отказ из-за ошибки инспектора, то вам в день получения документов необходимо обратиться к начальнику регоргана и объяснить ему, почему выдали отказ. Чтобы суметь доказать свою непричастность к допущенной ошибке, советую делать копии документов, подаваемых в налоговую инспекцию. Налоговиков бывает трудно убедить в том, что виноваты именно они, поэтому наличие неопровержимых доказательств сыграет вам на руку.
Если вам удастся доказать свою правоту, то в налоговой примерно в течение трех часов отменят решение об отказе и подготовят все документы к выдаче. В таком случае не придется снова оплачивать госпошлину и подавать новый комплект документов.
Также вы можете оспорить отказ в случае его неправомочности, то есть когда к вам «придираются». Конечно, сделать это сложнее, но можно. Опять же нужно обратиться к начальнику регоргана и там уже доказывать, почему полученный вами отказ незаконен.
Исправление ошибок в течение трех месяцев
Если вы допустили ошибку в заявлении при первичной регистрации или регистрации изменений и вам из-за этого отказали, то вы в течение трех месяцев можете подать облегченный пакет документов. В него будут входить новое заявление на регистрацию (уже заполненное без ошибок), квитанция об оплате госпошлины и сопроводительное письмо с признанием собственной вины и просьбой взять остальные документы из прошлого комплекта документов.
Редактор Регфорум.ру Анастасия Бычкова