Добрый день, коллеги! Одним из нововведений Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ была возможность юридических лиц действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. И вот, 20 июля 2016 г., спустя почти два года после вступления в силу указанных изменений, Минэкономразвития опубликовало на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект приказа «Об утверждении типовых уставов, на основании которых может действовать общество с ограниченной ответственностью» (на Регфоруме об этом писали здесь).
Коротко можно выделить следующие основные положения, предложенные авторами проекта:
- органами управления обществом являются общее собрание участников и директор;
- директор избирается общим собранием участников на 5 лет;
- общество пользуется преимущественным правом приобретения долей в уставном капитале общества (в течение 30 дней после прекращения такого права у участников);
- согласие на отчуждение долей в уставном капитале участникам и третьим лицам не предусмотрено;
- выход участника из общества запрещен;
- участники общества по решению общего собрания обязаны вносить вклады в имущество общества;
- устав устанавливает стандартные права и обязанности участников, предусмотренные Гражданским кодексом и Законом об ООО.
Можно предположить, что предоставление выбора юридическим лицам — действовать на основании типового или утвержденного самостоятельно ими устава — преследовало своей целью упростить «бумажную» работу при создании обществ в тех случаях, когда у учредителей объективно отсутствует необходимость в каких-либо тонких настройках. Таким образом, как нам представляется, типовой устав мог бы по большому счету представлять из себя технический документ, основанный на положениях Гражданского кодекса и Закона об ООО, обеспечивающий самые простые и понятные механизмы деятельности общества, и одновременно — защищающий права участников в том числе от рейдерских захватов. Можно было также предположить, что авторы уйдут от извечной проблемы, присущей российским уставам — копирования, зачастую без какого-либо инкорпорирования, положений Закона об ООО.
Удалось ли все это? Ознакомившись с опубликованным документом, можно сделать вывод, что проект еще требует значительного количества доработок.
Надеемся, что представленный проект устава окажется интересен широкому кругу лиц, и в результате обсуждения он все же будет доработан до состояния, приемлемого как для участников юридического сообщества, так и для представителей бизнеса.