Ответственность турагентов и туроператоров: изменения законодательства с 1 января 2017 года

  • 1 декабря 2016 в 12:37
  • 14.4К
  • 7
  • 1

    Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» № 132-ФЗ от 24.11.1996 в этом году был изменен сразу несколькими законами (ФЗ № 49-ФЗ от 02.03.2016, ФЗ № 104-ФЗ от 05.04.2016). Что ждет туристический бизнес после этих поправок? Читайте в этом посте. 

    Материал актуален для 2018 года.

    Для начала определимся с терминами:

    • туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее — туроператор);
    • турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — турагент);
    • Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» № 132-ФЗ от 24.11.1996 для удобства будем называть ФЗ № 132, или Закон.

    Условия осуществления туроператорской и турагентской деятельности

    Являясь отраслевым законом, ФЗ № 132 регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий. В частности регламентирует такие аспекты туристской деятельности, как условия осуществления туроператорской деятельности и особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта.

    Например, Глава IV указанного Закона, в ст. 9 устанавливает обязательные условия договора заключаемого между туроператором и турагентом. А в статьях 10 и 10.1 прямо указывает на существенные условия договора о реализации туристского продукта заключаемого в письменной форме между туроператором (турагентом) и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком.

    Предъявляя существенные требования, ко ведению туроператорской деятельности и регламентируя особенности реализации туристского продукта, законом никак не регламентируются условия осуществления турагентской деятельности: отсутствуют права и обязанности турагента, отсутствует обязанность страхования ответственности при осуществлении турагентской деятельности.

    Эти факторы и отмена обязательного лицензирования турагентской деятельности (постановление Правительства РФ от 29.05.2008 № 411 (ред. от 28.01.2011), привели к тому, что практически исчезли какие-либо ограничения на ведение турагентской деятельности. В результате чего не контролируемый и не ограниченный никакими требованиями, этот вид экономической деятельности получил широкое распространение.

    Туроператоры, заинтересованные в максимальном увеличении количества точек продаж, никак не препятствовали этому неконтролируемому росту, максимально упростив процедуру подписания договора с туристическим агентством и начала сотрудничества с ним, при этом не проверяя деловую репутацию партнеров и их профессиональный уровень.

    И если от неисполнения туроператором своих обязательств турист защищен наличием финансового обеспечения деятельности туроператора (глава VII. 1. ФЗ № 132) и жестким законодательным регулированием туроператорской деятельности, то взаимоотношения между туристом и туристическим агентством не регламентируются отраслевым Законом и не имеют какого-либо финансового обеспечения деятельности или государственного регулирования требований предъявляемых к юридическим лицам, ведущим турагентскую деятельность.

    Причины и суть поправок

    С началом кризиса 2014 года, череда банкротств туроператоров по выездному туризму, резкое сокращения потока клиентов, усиленное запретом на выезд из страны сотрудникам силовых ведомств и ограничением туристических поездок в ряд стран, привели к тому, что началось массовое закрытие туристических агентств и большое количество забронированных туристических поездок не состоялось, в связи с нарушением туристическими агентствами своих финансовых обязательств. В результате чего сотни туристов не получили заказанные услуги, а также не смогли вернуть свои денежные средства, внесенные в качестве предоплаты за забронированные услуги.

    Данная ситуация привела к форсированию работы над поправками к закону, направленными, в первую очередь, на защиту интересов потребителей туристских услуг. Итогом этой работы стало внесение большого количества изменений в действующий закон.

    Рассмотрим, как изменения законодательства, вступающие в силу с 01 января 2017 года, повлияют на осуществление туристской деятельности в части «экономической безопасности» реализации туристских услуг и ведение турагентской деятельности.

    1. Внесенные поправки в часть третью статьи 9, дополнили её существенным условием разграничивающим ответственность туроператора и турагента за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком. Туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком (до внесения правок полная ответственность возлагалась исключительно на туроператора, что в значительной степени предопределяло результат судебных процессов по делам связанным с реализацией туристского продукта и ненадлежащим исполнением обязательств турагентом).

    2. В тоже время поправки в часть 6 статьи 9 исключают осуществление деятельности турагента по продвижению и реализации туристского продукта от своего имени и обязывают его действовать только по поручению туроператора (данное условие также находит отражение и в Правилах оказания услуг по реализации туристского продукта в новой редакции и к этому нюансу мы еще вернемся).

    3. Статья 10.1. «Особенности реализации туристского продукта турагентом», дополнена очень значимыми условиями регламентирующими обязанности и ответственность турагента.

    Теперь договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, наряду с существенными условиями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона, должен также содержать следующие существенные условия:

    • обязательство турагента о передаче денежных средств, полученных от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором;
    • обязательство турагента по уведомлению туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта;
    • сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к турагенту в случае нарушения турагентом обязательств по договору о реализации туристского продукта.

    И совершенно новое условие, на которое специалисты туристического рынка обратили намного меньше внимания, чем оно того требует:

    Турагент несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных договором о реализации туристского продукта (статья 10.1.).

    Доверенность от туроператора турагенту

    Казалось бы, теперь исключён пробел в законодательстве, разграничена и обозначена ответственность турагента и регламентированы его обязанности, но Правительством Российской Федерации вносятся поправки в Постановление от 18.07.2007 № 452 (ред. от 01.08.2016) "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта", в свою очередь изменяющие устоявшийся порядок реализации туристского продукта.

    Теперь согласно п. 2 раздела I. «Общие положения», под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта, а также турагент, действующий на основании договора со сформировавшим туристский продукт туроператором и доверенности, выданной туроператором, на заключение от имени и по поручению туроператора договоров о реализации сформированного туроператором туристского продукта в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Ранее наличие доверенности выданной туроператором турагенту не предусматривалось и не являлось обязательным условием для заключения договоров о реализации туристского продукта.

    Логичным продолжением этой поправки стало внесение изменения в раздел III. «Информация об оказываемых услугах по реализации туристского продукта»:
    п. 9. Если исполнителем является турагент, то он обязан предоставить потребителю копию доверенности, выданную туроператором, на заключение от имени туроператора договоров о реализации сформированного им туристского продукта, а также сообщить потребителю наряду с информацией, указанной в пунктах 5, 7 и 8 настоящих Правил…

    Но, туроператор и турагент выстраивая сейчас свои взаимоотношения на основании агентского договора, наличием доверенности на заключение договоров на реализацию турпродукта с туристами (потребителями) лишь продублируют утверждение, что турагент имеет право заключать с туристом договор на реализацию турпродукта от имени туроператора.

    Так как, введя требование обязательной доверенности, законодатель не регламентирует конкретных условий обязанных быть в доверенности выданной туроператором турагенту (обязательств, ответственности, финансовых отношений, страховки, порядок предъявления претензий, право на заключение субагентских договоров), а ответственность турагента перед туроператором и полномочия перед туристами, вполне определены заключенным между ними договором.

    Вероятнее всего, вновь возлагая всю полноту ответственности на туроператора, преследовалась цель вынудить туроператора тщательнее выбирать партнёров для продвижения разработанного им туристского продукта. И тем самым «очистить» рынок от неблагонадежных туристических агентств, за чьи действия туроператор не готов нести ответственность.

    С точки зрения механизма регулирования рынка, это интересный метод, предполагающий ответственные взаимоотношения между туроператором и турагентом и саморегулирование туристской деятельности, при этом, не возлагая обязанность этого регулирования на органы государственной власти или саморегулируемые организации.

    Но введение обязательной доверенности во взаимоотношения туроператор — турагент, исключает самостоятельность в работе турагента во взаимоотношениях турагент — турист (заказчик).

    Следовательно по договору о реализации турпродукта не ясно, сможет ли турагент определить и выполнить свои, как указано в законе самостоятельные обязательства, включая те, что указаны в законе, поскольку все зависит от наличия условий и полномочий турагента, указанных в доверенности туроператора, а также заключенным с туроператором договором, тем самым нивелируя поправки в часть третью статьи 9 и статью 10.1.

    Как будут работать принятые нормы на практике и изменится ли защищенность туристов, покажет время… И судебная практика.

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Собственно в этом бизнесе видимо все связаны одной схемой, 5 мин мошеннической. К примеру я купил тур у Анекс тур, в офисе, не вникая в подробности, на тот момент я ещё не знал что надо проверять куда смотреть и так далее, в целом это агент который работал и заключал договора от имени Анекса. Через 2 дня нам лететь в Турцию, но как выясняется сейчас(что кстати не сразу получается) наши заявки анулированы за не внесением оплаты ещё 1,5 мес назад. Мы оплатили все агенту а он их дальше никуда не перевёл - тура нет. Нас таких много, и выясняя детали полиция отказывается возбуждать уголовку, сам оператор говорит что давно расторг договор с агентом, хотя агент ещё 3 мес продавал туры от имени агенства. Сейчас ищем правды но везде нам говорят что не найдёте.. так что можете считать практику данного изменив закона о регулировании тур бизнеса как положительную но только для мошенников. Туристы как и ранее не защищены никем и никак, включая правоохранительными службами. Я потерял 175тр, остальные около того. Закон нам не помогает, агент является многодетной матерью без дохода и имущества, т.е. Даже судом по гражданке ничего не получим, а она спокойно дальше будет открывать агенства и продолжать собирать деньги с людей оставаясь без наказанной.

    20 сентября 2017 в 0:07

    Прямой эфир

    Михаил22 апреля 2024 в 11:24
    Расчет сроков проведения общего собрания участников ООО: особенности применения ст. 191 и 193 ГК РФ
    Александр МИРОЛЮБОВ12 апреля 2024 в 11:22
    В онлайн-сервисе можно получить устав недействующей организации. Но, не всегда
    Андреев Николай5 апреля 2024 в 12:43
    Копию устава в налоговой планируют выдавать бесплатно в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:10
    Минфин выпустил приказ о выдаче уставов в электронном виде