В рамках реализации основных направлений налоговой политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в ноябре 2016 года был принят Федеральный закон № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 401-ФЗ от 30.11.2016). Закон № 401-ФЗ от 30.11.2016 вступил в силу 30 ноября текущего года, за исключением его отдельных положений, для которых установлены специальные сроки вступления в силу.
Ниже приводится краткий обзор наиболее важных поправок, которые могут затронуть самый широкий круг налогоплательщиков вне зависимости от их отраслевой принадлежности.
1. Ограничение права на освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении движимого имущества
Законом № 401-ФЗ от 30.11.2016 ограничивается право налогоплательщиков на использование федеральной льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве объектов основных средств c 1 января 2013 года. Так, с 1 января 2018 года такое право сохраняется за налогоплательщиками только в том случае, если решение о введении соответствующей налоговой льготы будет принято на региональном уровне. При этом в 2017 году у налогоплательщика все еще остается возможность не платить налог в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года.
В складывающих условиях налогоплательщики, запланировавшие капитальные вложения в дорогостоящие объекты основных средств (например, производственное оборудование) на период после 1 января 2018 года, могут рассмотреть возможность переноса таких планов на начало 2017 года с тем, чтобы гарантировать себе право на использование федеральной налоговой льготы по таким объектам по крайней мере в 2017 году.
2. Ограничение права налогоплательщиков на уменьшение налоговой базы текущего налогового (отчетного) периода на сумму убытков прошлых налоговых периодов
Законом № 401-ФЗ от 30.11.2016 ограничивается возможность налогоплательщиков уменьшать налогооблагаемую прибыль за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года на сумму убытков прошлых налоговых периодов. Так, убытки прошлых налоговых периодов могут быть отнесены на уменьшение налогооблагаемой прибыли в вышеуказанный период только в пределах 50% налоговой базы текущего налогового (отчетного) периода. При этом соответствующее ограничение не распространяется на некоторые категории налогоплательщиков, для которых установлен льготный режим налогообложения прибыли.
Негативный для налогоплательщиков эффект от вышеуказанных ограничений законодатель в некоторой степени попытался смягчить отменой с 1 января 2017 года 10-летнего срока для его переноса на будущее. При этом ограничение по сроку переноса убытка на будущее снимается в отношении убытков, образовавшихся начиная с 2007 года.
3. Расширение перечня не контролируемых с точки зрения трансфертного ценообразования сделок
С 1 января 2017 года из числа контролируемых с точки зрения трансфертного ценообразования сделок исключаются следующие финансовые сделки:
Вышеуказанные поправки направлены на снижение административной нагрузки на бизнес в части подготовки соответствующей отчетности по трансфертному ценообразованию. При этом на практике поручительства (гарантии) чаще всего используются российскими организациями в целях привлечения банковского финансирования взаимозависимыми (аффилированными) с такими организациями лицами и соответствующие сделки заключаются именно с банками. В этой связи вышеуказанные поправки могут быть интерпретированы таким образом, что сделки по предоставлению поручительств (гарантий), заключаемые российскими организациями с банками, были и остаются под контролем ФНС России.
4. Возможность уплаты налогов (сборов) и страховых взносов за плательщиков третьими лицами
Законом № 401-ФЗ от 30.11.2016 была поставлена точка в многолетней дискуссии по вопросу о возможности уплаты налога за налогоплательщика третьими лицами. Ранее Конституционным Судом Российской Федерации высказывалась точка зрения о том, что налог может быть уплачен только со счета самого налогоплательщика (см. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2004 № 41-О). Теперь возможность уплаты налога за налогоплательщика третьими лицами установлена на законодательном уровне. Такая возможность улучшает условия для исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) в том смысле, что при недостаточности денежных средств на счетах самого налогоплательщика его налоговая задолженность может быть погашена иными заинтересованными в этом лицами. Более того, уплата налога третьим лицом в установленный для налогоплательщика срок позволит уйти от налоговой ответственности и пени, а в некоторых случаях – избежать и более серьезных последствий, которые могут оказать влияние на саму возможность продолжения налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности.
За третьими лицами, уплатившими за налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога (сбора), не признается право на возврат такого налога (сбора). Требовать возврата налога (сбора) может только сам налогоплательщик, за которого третьим лицом исполнена соответствующая обязанность по уплате налога (сбора).
Возможность уплаты третьими лицами страховых взносов за их юридических плательщиков обеспечивается Законом № 401-ФЗ от 30.11.2016 с 1 января 2017 года, когда полномочия по администрированию указанных взносов будут переданы налоговым органам.
5. Расширение круга третьих лиц, с которых может быть взыскана недоимка налогоплательщика-организации, за счет зависимых с таким налогоплательщиком физических лиц
Законом № 401-ФЗ от 30.11.2016 расширяется круг третьих лиц, с которых в судебном порядке налоговыми органами может быть взыскана недоимка, возникшая у налогоплательщика-организации по итогам налоговой проверки (в том числе камеральной) и числящаяся за ним более трех месяцев. К таким лицам теперь отнесены и физические лица, признанные судом «иным образом» зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится соответствующая недоимка.
Таким образом, Закон № 401-ФЗ от 30.11.2016 фактически открывает налоговым органам новые возможности для взыскания налога с зависимых с налогоплательщиком физических лиц.
6. Повышение размера процентной ставки пени за несвоевременную уплату налога (сбора)
Законом № 401-ФЗ от 30.11.2016 для налогоплательщиков-организаций повышается размер процентной ставки пени в 2 раза с 1/300 до 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога (сбора) начиная с 31 календарного дня такой просрочки. Для целей начисления пени за период с 1 по 30 календарный день просрочки процентная ставка не меняется и сохраняется на уровне 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Повышенный размер процентной ставки будет применяться в отношении недоимок, образовавшихся с 1 октября 2017 года.