Привет, Регфорум! 15 февраля в Москве состоялась конференция на тему «Модернизация корпоративного законодательства: новые горизонты». Организаторы мероприятия – LF Академия и LF Петербургский международный юридический форум.
По мнению партнера Clifford Chance Илиева Артура Анатольевича, в корпоративном договоре следовало бы поправить четыре важных момента:
Пункты, которые следовало бы прописать в корпоративном договоре:
Юрист Debevoise & Plimpton Ключарева Елена Михайловна изложила, как развивалось законодательство в сфере корпоративных договоров.
«На протяжении всего развития нашего законодательства в части корпоративных договоров, участие общества в нем явно не допускалось. Начиная с 2008 года, когда эта норма впервые появилась в Законе «Об ООО», законодатель четко и ясно сказал, что учредители или участники общества вправе заключить договор об осуществлении своих прав. Появившаяся через год похожая норма в Законе «Об АО», не была настолько прозрачна в этом ключе, но т.к. акционерное соглашение признавалось договором об осуществлении прав, удостоверенных акциями, то также совершенно явно напрашивался вывод, что сторонами корпоративного соглашения акционеров могли быть только акционеры. В 2014 году положения о корпоративном договоре появились в статье 67.2 ГК РФ. Корпоративный договор по-прежнему мог заключаться только между участниками общества, однако, ГК сделал определенный шаг вперед и указал, что кредиторы и иные третьи лица, которые для защиты своих охраняемых законом интересов, также могут вступать в договор между участниками общества для защиты своих прав».
Следует отметить, что корпоративный договор, по мнению Елены Михайловны, может породить проблемы в части противоречия устава корпоративному договору. Каким правилам необходимо следовать? Каковы будут последствия для третьих лиц?
Вопрос множественности лиц на стороне единоличного исполнительного органа (принцип «двух ключей») затронула главный эксперт Департамента законотворческой деятельности, Торгово-промышленная палата РФ Гаврилюк Оксана Владимировна. Спикер указала, что прежде чем вводить принцип «двух ключей» в корпорацию, следует обратить внимание на функциональность вашей компании, цели ее деятельности.
«Международный опыт свидетельствует о том, что принцип «двух ключей» на 80% провальный. Только 20% компаний, которые применяли этот принцип, его же и оставили».
Спикер напомнила, что фактически в настоящее время существует три модели единоличного исполнительного органа:
Из двух последних моделей чаще всего применяется вторая модель, где содиректора действуют независимо друг от друга, где один директор занимается корпоративными вопросами, а второй – административными.
Самой рисковой считается модель, где несколько директоров действует совместно. Здесь может возникнуть множество конфликтов, как полагает Оксана Владимировна, например, незаключение договора при несогласии одного из директоров.
Сравнение с немецким законодательством провела менеджер проектов Департамента по работе с проблемными активами ПАО «Сбербанк России» Панченкова Екатерина Александровна.
В соответствии с немецким законодательством, если директор злоупотребил своими полномочиями, если очевидно, что он совершает сделку с конфликтом интересов, то сделка будет считаться совершенной им без полномочий. Кроме того, если законом предусмотрена необходимость получения согласия, и если согласие не получено, то сделка будет считаться ничтожной. Что же мы видим в нашем законодательстве? Согласно п. 1 ст. 174 ГК РФ такая сделка будет считаться оспоримой.
По сложившейся в 2016 году практике Верховного суда РФ, как пояснила Екатерина Александровна, даже если директор подделал требуемое согласие участника, такая сделка будет считаться действительной, т.к. контрагент изучил подделанное согласие, и он мог на него полагаться. Для немецких судов это совсем немыслимо, т.к. это противоречит основам правопорядка и нравственности.
Интересные статистические данные привела начальник отдела организации госрегистрации юридических и физических лиц ФНС Федченко Светлана Игоревна.
«Есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика».
Почти 80% юридических лиц – ООО. Из них:
В настоящее время ООО с количеством участников 50 не зарегистрировано.
Светлана Игоревна напомнила, что ЕГРЮЛ имеет возможность отражать сведения о нескольких лицах, действующих без доверенности, но нет возможности сделать отметку о том, как они действуют: совместно или независимо.
«Это единственный на сегодняшний день камень преткновения».
Спикер выразила надежду, что в ЕГРЮЛ не будет содержать описание полномочий лиц.
«Не хочется из ЕГРЮЛ делать талмуд».
Также Светлана Игоревна подняла вопрос об установлении информации. Например, в реестр внесли одну информацию, а в уставе она написана другим образом. И то, и другое имеется в уставе. Возникает два вопроса:
Из аудитории поступило предложение возложить обязанность по проверке устава на нотариат. Полагаю, что это провальная идея.
Основные проблемные вопросы ГК РФ выделил директор юридической практики BrananLegal Федорчук Дмитрий Васильевич.
Свое мнение высказал Советник руководителя Департамента корпоративных отношений ЦБ РФ Филимошин Павел Михайлович, уделив внимание следующим проблемам:
По итогу прошедшего мероприятия можно сделать вывод о том, что несомненно все вопросы, которые были подняты спикерами, важны и актуальны.