Положения ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), касающиеся привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, направлены на пресечение злоупотреблений и незаконных действий, предпринимаемых должниками в целях уклонения от погашения кредиторской задолженности. Эволюция изменений указанной статьи за последние 8 лет, особенно в редакции Федерального закона от 28.04.2009 № 73-ФЗ и Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ, свидетельствует о том, что суды нарабатывают практику её применения. Так, например, в конце 2016 года лица, контролирующие ООО "Витас Банк", были привлечены к субсидиарной ответственности на сумму более 3,3 млрд. руб. (дело № А40-93565/12). Однако за что в действительности возлагают субсидиарную ответственность на контролирующих должника лиц, а самое главное – в каких размерах?
Как и любое исключение из правила ст. 56 ГК РФ, субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц в рамках дела о банкротстве должна применяться взвешенно, чтобы с одной стороны не допустить необоснованного привлечения к ответственности учредителя (участника) за долги юридического лица, а с другой – не причинить вреда конкурсным кредиторам, учитывая, что реестр требований кредиторов должника - юридического лица нередко превышает десятки и сотни миллионов рублей. Возникает вопрос, готов ли суд на практике возложить столь суровую имущественную ответственность (как правило на физическое лицо) даже при наличии оснований для её применения?
Мы проанализировали положительную практику Арбитражного суда Московского округа за период с 2011 по 2016 годы и подготовили таблицу, которая наглядно показывает, по каким основаниям привлекают к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, какие суммы заявляются и какие удовлетворяются. Скачать таблицу можно во вложении.