Как показывает российская и зарубежная практика, более 50% угроз может быть ликвидировано путем введения и поддержания системы защиты коммерческой тайны. Информация, составляющая коммерческую тайну, как своеобразный нематериальный актив дает предпринимателю гарантию устойчивости и экономической безопасности бизнеса.
Что такое коммерческая тайна?
Определение, режим коммерческой тайны даны в Федеральном законе N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее 98-ФЗ). Коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Кроме того, согласно ст. 9 98-ФЗ разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
При разработке положения о защите информации, составляющей коммерческую тайну, важно не забывать и о ст. 5 98-ФЗ, в которой приведен перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну. Проще говоря, информация, составляющая коммерческую тайну, - практически любая информация, попадание которой к конкурентам может причинить вред правообладателю.
Кто разглашает тайну?
Большинство стабильно развивающихся предприятий рано или поздно начинают задумываться над вопросом: как защитить коммерческую тайну своего предприятия и самое главное – а имеет ли смысл это делать?
Защита коммерческой тайны предприятия – это не просто разработка положения о защите коммерческой тайны и подписи под ней сотрудников в ознакомлении, а дорогостоящий комплекс мер: юридических, технических и организационных, не соблюдение даже части из которых приводит к тому, что ваша коммерческая тайна становиться известна постороннему кругу лиц. Практика показывает, что подход большинства российских компаний к введению режима коммерческой тайны, формированию перечня информации, составляющей коммерческую тайну, максимально упрощен.
Очевидно, что самой распространенной причиной утечки информации являются действия сотрудников. Они проявляется в нарушении правил и порядка использования конфиденциальной информации. Специалисты по обеспечению экономической безопасности считают, что сохранность конфиденциальной информации на 80% зависит от правильного подбора, расстановки и воспитания персонала.
На самом деле, единственным действенным способом защиты коммерческой тайны является ее «разделение». К сожалению, коммерческий подкуп менеджеров, работающих с клиентской базой и других сотрудников является достаточно частым явлением. Ограничение доступа сотрудников к информации (каждый сотрудник знает строго определенный «кусок» информации) – наиболее разумный способ защиты коммерческой тайны.
Надо продумать вопрос экономической целесообразности вложения денежных средств в режим защиты коммерческой тайны. Стоит понять, повлечет ли разглашение коммерческой тайны предприятия к не благоприятным экономическим последствиям для предприятия.
Если да, то читаем дальше.
Тут же стоить о упомянуть о следующим комплексе мер, по защите коммерческой тайны – об организационных мерах, к которым относятся:
Разработка и утверждение нормативно-распорядительных документов организации, регламентирующих:
Хозяйствующим субъектам, использующим в своей деятельности сведения, составляющие коммерческую тайну, зачастую приходится ее защищать превентивным мерами, путем установления жесткого режима коммерческой тайны, использования различных технических средств и профилактической работы с персоналом, так как привлечь к ответственности лицо, допустившее утечку информации, используя юридические инструменты на данном этапе развития законодательства, мягко говоря, проблематично.
При передаче контрагентам или партнерам сведений, составляющих коммерческую тайну, необходимо удостовериться, сможет ли получатель информации обеспечить соответствующий режим хранения и пользования предоставленными сведениями.
Для введения на предприятии режима КТ необходимо выполнить процедуры, указанные в 98-ФЗ: