Здравствуй, Регфорум!
На днях промелькнула в юридической прессе статья о плюсах и минусах нотариального депозита. И сразу же вспомнилось…
Дело было со мной, в самом начале работы по специальности - то есть, с учётом быстро меняющегося мира, очень давно. В нашем городе активно действовала маленькая фирмочка (думаю, что существовала она не в одном экземпляре), поставлявшая недорого всякие быстро расходуемые вещи, вроде канцтоваров. Поставлять их она предпочитала организациям покрупнее, посолиднее. Сначала – маленькая поставка, потом побольше – всё вовремя, всё хорошо…
Вы подумали про предоплату? Фи, как банально! Никакой предоплаты. Никто не скрывался с деньгами вместо третьей поставки. Напротив, отгрузка производилась. А вот с оплатой происходило странное: поставщик денег не требовал и никак о себе не напоминал. И вообще – исчезал из поля зрения. Даже телефоны не отвечали.
Что в такой ситуации делает ответственный за канцтовары завхоз крупной, солидной, исправно платящей организации? Скорее всего, просто ничего не замечает: у него вал работы, закупок - десятки и сотни - рутина. А если и вспомнит, пожмёт плечами: хлеб за брюхом не ходит. Нужны будут деньги – придут, позвонят, пришлют счёт, оплатим. Не нужны – ну и ладно.
Проходило какое-то время, достаточно длительное, чтобы все позабыли о неоплаченных авторучках, но непременно в пределах срока исковой давности – и на пороге крупной организации появлялся интеллигентный молодой человек в тонких очках.
- Нехорошие люди! – говорил он. - Вот уже почти три года, как ваша большая богатая корпорация обижает моего клиента - маленькую беззащитную фирмочку - нагло уклоняясь от оплаты поставленных канцтоваров. Вот подтверждающие документы – и вот претензия. Оплатите, пожалуйста, в добровольном порядке – иначе взыщем. И даже можем поставить вопрос о вашем банкротстве, сумма достаточная. Ну и пресса с акционерами, конечно, обрадуются сенсации: «Гигант обидел малыша» или «Дела плохи? Фирма Х три года не платит за авторучки!». Да, кстати, туалетная бумага в ассортименте поставок тоже была – с нею предполагаемые газетные заголовки получатся ещё пикантнее.
Сумма в претензии значилась не то чтобы непосильная – для солидной фирмы не особо и большая – но серьёзная. Сам долг, всякие там расходы на представителя – и весьма существенная неустойка, согласно условиям договора. Не секрет, что юристы в большой корпорации часто расслабленно относятся к договорам на мелкие суммы, тем более если просрочки такого копеечного платежа от своей фирмы ну никак не ожидают. Да и предыдущий опыт успешного сотрудничества усыпляет бдительность. А потому, действительно, в договорах оказывалась неустойка с нарастающей ставкой, сначала низкой, но чем дольше просрочка – тем суровее. Или что-то ещё в том же духе. И да, действительно, в большинстве случаев крупным компаниям было комфортнее расплатиться, не доводя дело до скандала и суда. Объявлялись ли выговоры завхозам – история умалчивает.
В нашей фирме, впрочем, интеллигентного молодого человека в очках встретили радушно, как давно потерянное дитя. Прочитали претензию – и ласково объяснили, что ввиду отсутствия кредитора в месте исполнения обязательства и его явного уклонения от принятия исполнения, деньги за канцтовары уже скоро три года как дожидаются своего получателя у нотариуса такой-то по такому-то адресу – в строгом соответствии со статьёй 327 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- ХХХХХ! – неинтеллигентно сказал молодой человек и больше нас не беспокоил.
Из года в год рассказываю эту поучительную историю со счастливым концом студентам, рекомендуя внесение долга в депозит нотариуса как полезный инструмент корпоративного юриста – но никак не ожидал, что она получит продолжение. А между тем, не так давно ко мне подошла девушка-выпускница, успешно трудящаяся в правовом департаменте крупной фирмы – поблагодарить за мою работу на втором курсе.
- Представляете! – радовалась она. – Он пришёл! Тот же самый – конечно, уже не такой молодой, но всё в тех же очках. Предъявил претензию. И был послан... по очень знакомому адресу – к тому же самому нотариусу. Спасибо, что научили!
Мало чем я так горжусь, как этой благодарностью.
Что касается будущего: во многом для нотариального депозита оно связано с грядущим принятием (в том или ином виде) очередного пакета поправок к Гражданскому кодексу, касающегося так называемых финансовых сделок. Проект № 47538-6/10 готовится ко второму чтению (его можно посмотреть на сайте Государственной Думы) и в нынешней редакции предусматривает целый параграф (статьи с 86011 по 86015), посвящённый публичному депозитному счёту. Немного цитирования:
Законопроект крайне дискуссионный, подверженный постоянным изменениям, я бы даже сказал - мутациям: так, первоначально в нём имелась статья, предусматривающая обособление находящихся на публичных депозитных счетах средств от имущества банка в случае его банкротства, но была исключена. Проблема, однако, никуда не делась (вспомните нашумевшие дела о деньгах, «зависших» в обанкротившемся банке – хотя бы вот это http://kad.arbitr.ru/Card/ac8901e0-4d8a-4ab5-b7fc-d3039a670a55), и длинная рука «банковского лобби» предложила другое решение:
Или вот: в одной из редакций предполагалось ограничить размер платы, которую банк может взимать за операции по публичному депозитному счёту, размером процентов, которые он должен по этому счёту выплачивать. В нынешней версии я такого ограничения не вижу. Плохо смотрю, или «банковское лобби» оказалось сильнее нотариального?
В общем, до финала ещё далеко – но в том или ином виде мы регулирование публичного депозитного счёта получим. А значит, и решение проблемы смерти или прекращения полномочий лица, открывшего депозитный счёт, и нормы об иммунитете от арестов, и многое другое. Полагаю, что при любой финальной редакции для массового «потребителя» рисков станет меньше, ясности – больше, и, соответственно, депозит нотариуса получит ещё большую привлекательность для практикующего юриста.