Добрый день, коллеги! Близится начало учебного года, и, как грибы после дождя, активизируются проекты, направленные на организацию досуга и обучения подрастающего поколения.
О том, что такое образовательная лицензия, с какими сложностями связано ее получение – не раз уже писали на Регфоруме, а вопросы, нужна ли лицензия в том или конкретном случае – раз за разом становятся поводами для дискуссий на профессиональных форумах, включая наш.
Наибольшие сложности, представляется, вызывают истории, связанные с организацией деятельности, которая по своей сути наиболее близка к дополнительному образованию детей и взрослых.
Почему я написала выше «наиболее близка…», а не «является…»? Потому что, как кажется (и о чем пойдет речь ниже), нередко сложно определиться, что же перед нами: дополнительное образование, досуг или просветительская деятельность, – в то же время от ответа на этот вопрос многое зависит.
Согласно действующей редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ; далее – Закон об образовании):
Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ, а образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
В соответствии со статьей 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию, при этом нет необходимости получать лицензию индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно.
Помимо ИП-одиночек «повезло» частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, без получения ими лицензий в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» (см. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»).
Приведенные выше положения законодательства, касающиеся необходимости лицензирования, можно толковать двояко. Первый вариант восприятия: если организация осуществляет определенную деятельность просветительской направленности, не имея образовательной программы, не выдавая по окончанию курса документов об образовании и т.п., то требования о лицензировании на нее не распространяются.
При таком подходе мы, по сути, живем «старыми» категориями, вытекающими из Закона об образовании до внесения в него изменений в 2014, если мне память не изменяет, году.
Другое толкование норм Закона об образовании диктует гораздо более строгое отношение к организациям, осуществляющим деятельность в рассматриваемой сфере, и сводится к тому, что если деятельность так или иначе связана с образованием, обучением, то она подлежит лицензированию в обязательном порядке. И то, что у той или иной организации нет образовательной программы со всей ее атрибутикой в виде учебных планов, программ и прочего ужаса – это не палочка-выручалочка от необходимости получения лицензии на образование, а наоборот – недоработка конкретного юридического лица.
При таком понимании требований законодательства под «Дамокловым мечом» риска ответственности за образовательную деятельность без лицензии находятся все организации, у которых среди видов деятельности есть образовательные ОКВЭД (например, 85.41 – Образование дополнительное детей и взрослых; 85.42.9 – Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки), а также те, у которых этих ОКВЭД нет, но название включает, допустим, слова «Школа», «Образовательный центр» и т.п.
Боюсь, в сфере тенденций последних лет по «бескошмарному» выводу из тени всего, что можно оттуда легко вывести, последнее толкование должно быть концептуально ближе проверяющим и контролирующим органам.
На практике, однако, осуществляет деятельность внушительное количество секций, клубов, центров развития и т.п., для которых получение образовательной лицензии весьма трудоемко, проблематично, а то и невозможно.
Да и интуитивно не всегда понятно, нужна ли лицензия в случае, скажем, деятельности детского кружка оригами (рисования, лепки, авиамоделирования, робототехники, секции игры в шашки/хоккей на траве/кёрлинг и т.п. и т.д. по интересам).
Когда мой ребенок вышел после занятия с бумажным журавлем в руках – это он обучился? Или просто хорошо провел время?
А если он у меня раз в неделю месяц через два ходит лениво пинать мяч в компании сверстников под присмотром тренера – это он у меня дополнительно образовывается в области спорта? Или просто играет себе в удовольствие?
К сожалению, ни Закон об образовании, ни ведомственные акты четкой грани не проводят.
Показательной, как мне кажется, является ситуация с Политехническим музеем, который в 2016 г. был привлечен к ответственности за организацию образовательных кружков без лицензии, но позднее добился отмены штрафа в судебном порядке (Московский городской суд, дело № 7-4312/2017).
Изначально музею был назначен штраф в размере 185 тысяч рублей за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ).
Надо отметить, что много лет кружки Политеха никого из проверяющих не интересовали, но потом произошла некая конфликтная ситуация с одним конкретным ребенком в одном конкретном кружке, родители подняли шум, «прокуратура открыла глаза», и далее понеслось.
Отменяя штраф, судья Московского городского суда указал:
«Деятельность ФГБУК «Политехнический музей» не является деятельностью по реализации образовательных программ, по итогам организуемых циклов лекций не выдается итогового документа об образовании, а деятельность в указанной части осуществляется в рамках культурно-просветительской деятельности, которая не подлежит лицензированию».
Таким образом, в данном конкретном решении Мосгорсуд по сути воспроизвел «лайтовый» подход к лицензированию подобного рода мероприятий, что, как кажется, может стать хорошим аргументом для всех тех организаций, которые идут по пути Политеха и просвещают детей и молодежь без лицензии (отмечу, у музея среди дополнительных ОКВЭДов образовательная деятельность указана открыто!).
Очевидно, однако, что решение по одному конкретному делу – это не повод для спокойного сна всех тех, кто находится в похожей ситуации. Судя по количествам тем и бесед по теме на различных профессиональных форумах и сайтах юридических советов, проблема является насущной.
вот здесь отмена произошла только из за того, что это политех, т.к. простые ОРганизации разбивают в хвост и в гриву за то ,что деятельность ПОХОЖА на образовательную. Доказательством идет ОКВЭД и скрины сайта, где "Приглашаем на обучение"«вытекающими из Закона об образовании до внесения в него изменений в 2014, если мне память не изменяет, году. .»
«Отменяя штраф, судья Московского городского суда указал: «Деятельность ФГБУК «Политехнический музей» не является деятельностью по реализации образовательных программ, по итогам организуемых циклов лекций не выдается итогового документа об образовании, а деятельность в указанной части осуществляется в рамках культурно-просветительской деятельности, которая не подлежит лицензированию». .»
Но согласитесь, что и сотни-тысячи клубов подготовки к школе/лепки/оригами/шахмат и т.п., а равно секции по различным видам спорта формально никаких бумажек не выдают и не стремятся. И четко формализованных программ со всеми их приложениями, учебными планами, программами дисциплин и т.д. и т.п. - у подобных заведений даже близко нет. Пока многие просто живут "в тени", но, боюсь, надеяться на долгое отсутствие света не стоит.«вот здесь отмена произошла только из за того, что это политех, т.к. простые ОРганизации разбивают в хвост и в гриву за то ,что деятельность ПОХОЖА на образовательную. Доказательством идет ОКВЭД и скрины сайта, где "Приглашаем на обучение"»