Контроль юридических лиц и ИП: новые методы  

  • 23 января 2018 в 12:03
  • 8.4К
  • 9
  • 7

    Ни для кого не секрет, что за последние несколько лет кардинально изменились подходы к контролю за деятельностью компаний со стороны фискальных органов. Одним из важных шагов для ФНС была разработка и внедрение ПО для контроля за движениями денежных потоков и ряд законодательных мер расширяющих контрольные и надзорные функции фискальных органов, организация взаимодействия между отдельными гос. органами и создание единой сферы работы этих органов.

    Ст. 51 Конституции РФ: Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

    Правительство создало систему контроля с участием банков, службы финансового мониторинга, МВД и ФНС за платежами ЮЛ и снятием наличных денежных средств, позволяющую выявлять и пресекать незаконные или сомнительные операции, приводящие к необоснованной выгоде налогоплательщика. В этой связи у юридических лиц все чаще появляются проблемы с блокировкой расчетных счетов.

    Кроме того, значительно изменились критерии проверки операций и сделок юридических лиц со стороны ФНС, в частности одним из основных критериев подтверждения правомерности расходов стало подтверждение реальности совершенных операции. Так в письме Федеральной налоговой службы от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@ «О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» поясняется, что суть изменений заключается в том, что законодателем определены конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам (операциям).

    В Налоговый кодекс добавлены новые положения. Так, пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ предусмотрен запрет уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете, либо налоговой отчетности налогоплательщика. В сущности это означает, что если налоговой удастся доказать фиктивность сделки с поставщиком – расходы по такой сделке в целях налогообложения будут исключены, что приведет к доначислению налогов.

    Обобщая практику, применяемую фискальными и надзорными органами, можно выделить несколько основных направлений контроля за деятельностью компаний, внедренными за последние несколько лет:

    • Система контроля операций облагаемых НДС (после внедрения системы АСК НДС-3 контролирующей  операции облагаемые НДС – налоговым органам удалось значительно продвинуться в борьбе с незаконными схемами ухода от уплаты НДС, на данный момент система позволяет выявить все цепочки работы с «серыми» компаниями сдающими фиктивную отчетность);
    • Проверка нахождения контрагента по юридическому адресу (в целях определения данного факта ИФНС подает запрос собственнику помещения с истребованием списка компаний, находящихся по данному юридическому адресу, с информацией и фотографиями оборудованных рабочих мест, выписки из журнала посещений, записи камер видеонаблюдения, запрашиваются контактные данные арендаторов и т.п.)
    • Проверка реального осуществления деятельности и возможности исполнять договорные обязательства контрагентов проверяемого (реальность генерального директора, наличие производственных и складских помещений, наличие профильных сотрудников, оформленных в соответствии с ТК РФ, причем не только «на бумаге» и т.п.)
    • Проверка реальности проведения сделки (обстоятельства заключения договора, ответственные лица, логический порядок поиска контрагентов, ФИО и контактные данные лиц принимающих решения по сделке и подписывающих документы, места проведения встреч и т.д.)
    • Система контроля за оплатой наличными (с 1 июля 2018 года планируется полный переход всех юридических лиц и ИП, в т.ч. работающих по ЕНВД или на патенте, на работу с применением онлайн-касс, что позволит проверять  все оплаты наличными между юридическими лицами – это сделает все расходы, осуществляемые юридическими лицами, в виде наличных платежей полностью прозрачными). Также внедрение онлайн-касс открывает путь к общественному контролю, т.к. любой выданный покупателю чек может быть проверен на предмет отражения в налоговом органе.
    • Внедрена система финансового мониторинга за операциями, происходящими на расчетных счетах организаций (в случае осуществления сомнительных операций – таких как: излишнее снятие наличных денежных средств, операций имеющих признаки транзитных, перечисления в адрес неблагонадежных поставщиков) банки могут приостановить операции по счетам, временно или потребовать закрыть расчетный счет). Кроме того, банки контролируют объем перечисленных налогов и в случае недостаточности объема перечисляемых налогов по отношению к выручке – могут блокировать счета юридических лиц, что происходит достаточно часто. Юридические лица и ИП не предоставившие пояснения по интересующим операциям могут быть включены в «черный список» ЦБ, что приводит к практически полному отказу в обслуживании таких организаций со стороны банков.

    Стоит учитывать, что вся предоставленная информация по сделкам будет проверяться на действительность, а показания налогоплательщика будут сличать с показаниями контрагентов и другой доступной информацией, причем зачастую налогоплательщик дает показания в последнюю очередь, т.е. ФНС при проверке проводит предпроверочные мероприятия. Также стоит знать что ФНС идет в ногу со временем и даже запрашивает у удостоверяющих центров информацию о всех IP-адресах, с которых происходило подключение к системе сдачи отчетности, либо иной системе/программе, а также сведения о МАС – адресах*, соответствующих IP-адресам. Кроме того запрашивается информация о лицах, обращавшихся за подключением и действующих непосредственно от лица организации или по доверенности, к системе электронного документооборота по ТКС получивших сертификаты ключа электронной цифровой подписи, контактные номера телефонов, паспортные данные, и др. информацию.

    Вышеописанные приемы и методы проверки постоянно совершенствуются и дополнятся, исходя из этого единственный выход в современных реалиях – это быть информированным об актуальных изменениях, использовать гибкость и адаптивность для приспособления к быстроизменяющейся бизнес среде. Не обладая информацией о новых методах проверки и контроля, компании подвергаются значительному риску финансовых потерь в виде штрафов, доначисления налогов или приостановления деятельности со стороны фискальных органов

    Нельзя недооценивать влияние квалификации юридических и бухгалтерских служб на деятельность компании. В быстро меняющейся обстановке сотрудники компаний отвечающих за финансовую сферу и работу с государственными органами не всегда могут оперативно среагировать на практические нововведения, что может иметь самые печальные последствия для работы организации. В этих условиях не стоит пренебрегать привлечением сторонних компаний специализирующихся на предоставлении данных услуг и обладающих огромным практическим опытом.

    ___________ 

    *MAC-адрес (от англ. MediaAccessControl — управление доступом к среде, также Hardware Address) — уникальный идентификатор, присваиваемый каждой единице активного оборудования или некоторым их интерфейсам в компьютерных сетях Ethernet (роутер, сетевая карта и др.)

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Юрадреса скоро отменят

    23 января 2018 в 21:09
    а их раньше кто-то вменял, что бы потом их отменять?

    или это - навязанная услуга от добрых людей?

    как торговля гномами и черносливом
    24 января 2018 в 4:18
    Что-то не могу себе представить как налоговой может пригодиться инфа об ip и мас-адресах... разве что для применения ответственности должностных лиц, и то криво как-то
    24 января 2018 в 19:23
    Информация для установления места подачи электронной отчетности с целью анализа реальности существания фирм.
    24 января 2018 в 19:25
    А если это бухгалтерская фирма сдает на аутсерсе?) Я сам в интернет-провайдере работаю, не припомню чтобы к нам налоговая обращалась с вопросом об адресе, по которому предоставляется тот или иной ip, хотя может это только к нам не обращались
    24 января 2018 в 20:25

    Выездная проверка и анализ не ограничивается и не опирается только на факт единого айпи для одних контрагентов а принимается во внимание при установлении фиктивности сделок. ФНС у обычных провайдеров и не запрашивает подобного рода информацию, только у аккредитованных УЦ.

    24 января 2018 в 22:36
    ни вздохнуть ни п....   я извиняюсь, не налоговая, а какое-то налоговое детективное агентство
    30 января 2018 в 14:061

    Прямой эфир

    Nick19862 ноября 2024 в 13:19
    Как получить специальное разрешение Президента РФ на сделку с недружественным лицом
    Андреев Николай31 октября 2024 в 9:09
    Смена наименования, подача в Федресурс, пп. «ф»: интересное из чата
    Андреев Николай11 октября 2024 в 9:40
    Какое значение ставить в Р15016, если заявитель — нотариус