Ежегодно российский рынок франчайзинга стабильно растет за счет появления новых компаний и расширения географии присутствия крупных сетей. Так, например, на 2017 г. около 1/4 мирового товарооборота пришлось на франчайзинговые сети.
В связи с подобным ростом и популярностью развития бизнеса по модели франчайзинга появляется необходимость грамотного юридического оформления отношений между правообладателем (франчайзер) и пользователем (франчайзи).
Согласно нормам гражданского законодательства, отношения в сфере франчайзинга урегулированы главой о коммерческой концессии и требуют составления договора в письменной форме (ст. 1028 Гражданского кодекса РФ — далее «ГК РФ»). Однако до разработки договора коммерческой концессии необходимо провести аудит объектов интеллектуальной собственности, а также принять меры по юридическому оформлению результатов интеллектуальной деятельности. В частности, рекомендуется:
После аудита объектов интеллектуальной собственности и соответствующего оформления прав представляется возможным приступить к составлению договора коммерческой концессии.
В соответствии со ст. 1027 ГК РФ правообладатель обязуется предоставить пользователюза вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак (знак обслуживания), а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Помимо соблюдения существенных условий договора коммерческой концессии сторонам целесообразно также предусмотреть в договоре следующее:
Долгое время в судебной практике отсутствовало единообразие в части обязательных элементов комплекса исключительных прав, передаваемых по договору коммерческой концессии (см., например, дело № А56-33365/2015).
Суды, квалифицируя договор, по которому предоставлялись права на несколько объектов интеллектуальной собственности, например, права на изобразительное обозначение (логотип) и ноу-хау, а также в котором содержалось условие об использовании деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя, ошибочно признавали такое соглашение между правообладателем и пользователем договором коммерческой концессии.
При этом суды не учитывали, что согласно п. 1. ст. 1027 ГК РФ обязательным условием договора коммерческой концессии является передача в составе комплекса исключительных прав права на товарный знак (знак обслуживания), что обусловливает необходимость государственной регистрации договора в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (см. Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2015 по делу № А45-13334/2014, Определение Верховного Суда РФ от 24.08.2015 по делу № А40-97630/2014, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22.11.2016 по делу № А68-11597/2015, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 25 января 2017 по делу № А56-33365/2015).
В случае же отсутствия в договоре коммерческой концессии сведений о товарном знаке подобный договор подлежит квалификации как лицензионный (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2017 по делу № А56-69163/2016, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2015 № 09АП-3936/2015-ГК по делу № А40-97630/14, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22.11.2016 по делу № А68-11597/2015).
Вышеназванная квалификация договора в качестве лицензионного может быть выгодна для малого и среднего бизнеса в следующем случае. Например, товарный знак (знак обслуживания) находится на регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент), а правообладатель имеет потребность в «продаже франшизы». В таком случае стороны вправе заключить лицензионный договор, в соответствии с которым будут предоставляться права использования объектов авторского права (логотипа) и ноу-хау. Соответственно, подобный лицензионный договор не потребует государственной регистрации, так как по лицензионному договору предоставляются права использования объектов интеллектуальной собственности, не требующих обязательной государственной регистрации (см. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 01 февраля 2017 по делу № А65-2227/2016, Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2017 по делу № А56-68217/2016, Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.12.2016 по делу № А21-3541/2016).
Согласно п. 2. ст. 1028 ГК РФ, предоставление права использования комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В случае несоблюдения требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся (ранее, до внесения поправок в ГК РФ, договор считался ничтожным).
На практике часто возникают ситуации, когда предоставление права использования комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии по тем или иным причинам не было зарегистрировано в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, и, в случае конфликта между сторонами, аргумент об отсутствии регистрации права использования в Роспатенте часто заявляется в суде стороной по договору.
Однако следует учитывать, что правовым последствием отсутствия регистрации предоставления права по договору коммерческой концессии является не недействительность договора, а признание несостоявшимся предоставления права (см. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 04.07.2017 по делу № А56-89469/2015).
Так, при заявлении стороной по договору довода о недействительности или незаключенности договора коммерческой концессии в случае отсутствия регистрации распоряжения правом суды исследуют следующие обстоятельства:
Кроме того, суды часто указывают, что по смыслу ст. 164, ст. 165, п. 3 ст. 433 ГК РФ государственная регистрация договора осуществляется в целях создания возможности для заинтересованных третьих лиц знать о факте наличия обязательства по договору. Соответственно, совершенный в надлежащей форме договор, все существенные условия которого согласованы сторонами, но требуемая государственная регистрация которого не осуществлена, не порождает всех последствий, на которые он направлен, до осуществления регистрации. Вместе с тем, такой договор влечет правовые последствия для сторон уже с момента достижения сторонами соглашения по всем его существенным условиям (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 по делу № А56-89469/2015).
Таким образом, при подготовке договора коммерческой концессии следует учитывать особенности бизнеса и актуальную судебную практику.