Привет всем!
Как известно, в России с 14 июня по 15 июля проходит 21-й чемпионат мира по футболу (Чемпионат мира). В период проведения Чемпионата мира многие компании стараются использовать образ и символику чемпионата в маркетинговых целях. Такое использование без получения согласия правообладателя незаконно, и правообладатель – Federation Internationale de Football Association (FIFA) – внимательно отслеживает возможные нарушения, при необходимости обращаясь за защитой своих прав в соответствующие государственные органы.
Следует отметить, что нарушением могут быть признаны даже такие действия, при которых напрямую не используется интеллектуальная собственность, принадлежащая FIFA, но которые могут вызвать у потребителей ассоциации с FIFA или проводимым Чемпионатом мира.
Правовые основы использования символики Чемпионата мира
Вопросы использования символики Чемпионата мира регулируются общими нормами российского законодательства (часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «О рекламе» [1], Федеральный закон «О защите конкуренции» [2]), с особенностями, установленными главой 8 специально принятого Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] (далее – Закон о чемпионате мира). Перечислим основные особенности регулирования, установленные данным законом:
Следует также отметить, что FIFA зарегистрировала 95 товарных знаков, связанных с тематикой Чемпионата мира. В качестве товарных знаков, в том числе, зарегистрированы: волк Забивака, фразы «Чемпионат мира по футболу 2018», «ЧМ 2018», и даже «Россия 2018», «Москва 2018» и «Санкт-Петербург 2018».
На практике большую часть нарушений в сфере использования символики Чемпионата мира пресекает ФАС РФ, с участием которой для этих целей даже был создан особый орган – Комитет по защите имущественных прав FIFA. Отдельный надзор в пределах своей компетенции также осуществляют таможенные органы (при ввозе товаров на территорию РФ) и полиция. Кроме того, уполномоченные представители FIFA осуществляют претензионную работу с целью защиты своих прав.
Мы рассмотрим наиболее яркие случаи незаконного использования символики Чемпионата мира.
1. «Болей за наших вместе с «Афанасием»
Одно из первых нарушений в рамках проводимого Чемпионата мира было выявлено Тверским УФАС РФ в конце 2017 года. Частная пивоварня «Афанасий» организовала рекламную акцию под названием «Афанасий Марочное. Болей за наших вместе с «Афанасием». В рамках проведения акции разыгрывались билеты на Чемпионат мира, а в самом оформлении рекламной акции использовалась символика, принадлежащая FIFA. При этом пивоварня не получала разрешения от FIFA на использование такой символики.
Действия пивоварни были признаны актом недобросовестной конкуренции, ей было выдано предписание об устранении нарушения.
2. «Летим на футбол» Уральскими авиалиниями
Как было указано выше, актом недобросовестной конкуренции признается не только использование символики Чемпионата мира, но и любые иные действия, которые могут вызвать у потребителя ассоциации с Чемпионатом мира и его отдельными мероприятиями, даже если символика Чемпионата мира при этом не используется.
В данном деле авиакомпания «Уральские авиалинии» разместила рекламу со слоганом «Летим на футбол» и списком городов, в котором проводятся спортивные мероприятия в рамках Чемпионата мира. Кроме того, в рекламе содержался призыв покупать «авиабилеты на лучшее событие этого года прямо сейчас».
Несмотря на то, что авиакомпания не использовала символику Чемпионата мира, такая реклама была признана Свердловским УФАС РФ формирующей у потребителя впечатление о связи услуг авиакомпании с FIFA и Чемпионатом мира, что является актом недобросовестной конкуренции.
3. «Они забивают для тебя»
Московское УФАС возбудило административное дело в отношении Райффайзенбанка. Как сообщает ведомство, Райффайзенбанк запустил маркетинговую акцию, в рамках которой, при открытии дебетовой карты в банке на карту начислялись мили за каждый забитый сборной России гол в рамках Чемпионата мира (из расчета 1 гол = 1000 миль). В рамках рекламы данной акции банк использовал графические изображения футболиста и мяча, слоган «Они забивают для тебя».
Представители ФАС РФ расценили данные действия как «незаконную попытку привлечь к себе интерес с помощью Чемпионата мира», что является нарушением требований Федерального закона «О защите конкуренции» и Закона о чемпионате мира.
4. «Официальная стоматологическая клиника чемпионата мира по футболу»
ООО «Стоматологическая клиника доктора Лебедева», действующая под брендом «L-clinic», разместила баннер с текстом «L-clinic Официальная стоматологическая клиника чемпионата мира по футболу», при этом договор с FIFA на использование образа Чемпионата мира в рекламе компанией заключен не был. Естественно, представители антимонопольной службы не могли не обратить внимание на такое явное нарушение.
Калининградское УФАС РФ расценило действия стоматологической клиники как акт недобросовестной конкуренции, на компанию был наложен рекордно высокий в нашем обзоре штраф в размере 424 000 рублей.
5. Линейка кондитерской продукции к Чемпионату мира
В июне 2018 года Волгоградское УФАС РФ возбудило административное дело по заявлению представителей FIFA в отношении крупнейшей кондитерской фабрики области – ЗАО «НП Конфил».
Нарушение состояло в выпуске буклета, рекламирующего новую линейку конфет, посвященную Чемпионату мира. В буклете использовалась фраза «Чемпионат мира», кроме того, буклет и упаковка самих конфет была украшена изображениями на футбольную тематику.
Действия компании были признаны актом недобросовестной конкуренции, в отношении компании было возбуждено административное дело.
В данном деле интересно еще и то, что претензии со стороны ФАС РФ и FIFA вызвал только буклет, посвященный кондитерской продукции, в котором содержалась фраза «Чемпионат мира», сходная до степени смешения с товарным знаком FIFA. Упаковка же самих конфет содержала лишь «нейтральные изображения на футбольную тематику», не создающие ассоциаций с Чемпионатом мира.
6. Заплати долги по теплу и электричеству – выиграй билет на Чемпионат мира
В нарушениях прав на символику Чемпионата мира были замечены даже субъекты естественных монополий. 26 июня Бурятское УФАС России возбудило административное дело в отношении ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (ТГК-14). Суть нарушения состояла в проведении ТГК-14 маркетинговой акции, в которой использовались изображения на футбольную тематику, сходные до степени смешения с товарными знаками FIFA. Подробности маркетинговой акции не раскрываются, однако сообщается, что обязательным условием для участия в акции была «оплата текущих начислений за апрель, задолженности на 01.04.2018, пеней, госпошлины».
Как указывает антимонопольная служба, «проведение поощрительной акции с несанкционированным использованием товарных знаков FIFA позволило компании получить преимущество при осуществлении коммерческой деятельности за счет повышенного интереса потребителей». Указанные действия были квалифицированы как акт недобросовестной конкуренции.
7. Волк Забивака и «DUSHA» в рекламе алтайского казино
В июле 2018 года УФАС по Алтайскому краю возбудило административное дело в отношении ООО «Алтай Пэлас», которое владеет единственным в области казино «Сибирская монета». Претензии антимонопольной службы к казино заключаются в использовании в рекламе казино изображения талисмана Чемпионата мира – волка Забиваки, который является зарегистрированным товарным знаком FIFA. Кроме того, в рекламе казино использовался специально разработанный для Чемпионата мира шрифт «DUSHA», который также зарегистрирован FIFA как товарный знак и в отношении которого FIFA обладает исключительными правами как на произведение.
В действиях казино УФАС по Алтайскому краю усмотрело признаки недобросовестной конкуренции.
1. 128 футболок с символикой Чемпионата мира
Одно из первых нарушений, связанных с ввозом контрафактного товара, было выявлено Сибирской оперативной таможней в мае 2018 года. Сотрудники таможни выявили торговый павильон в одном из крупных торговых комплексов Новосибирска, в котором планировалась реализация контрафактной продукции.
В ходе проведенной проверки были изъяты 128 футболок различных цветов с двумя вариантами символики Чемпионата мира. Указанный товар был признан контрафактным, поскольку разрешения на продажу товаров с символикой Чемпионата мира у продавца не было.
Сейчас осуществляется оценка причиненного FIFA ущерба, по итогам которой будет решаться вопрос о возбуждении административного или уголовного дела.
2. Контрафактные кубки чемпиона мира
Попытка ввоза в Россию контрафактного товара была предпринята на территории Благовещенска. Благовещенской таможней было установлено, что ввозимый на территорию России товар в виде сувенирных копий кубка чемпиона мира по футболу является контрафактным, поскольку изображение кубка чемпиона мира зарегистрировано FIFA как товарный знак, при этом у компании, которая ввозила товар, разрешение FIFA на использование товарного знака отсутствует.
Установив данные факты, Благовещенская таможня обратилась в Арбитражный суд Амурской области. Суд признал компанию-импортера виновным в импорте контрафактного товара и назначил штраф в размере 50 000 рублей.
3. «Золотые» банкноты из Китая
9 июля 2018 года Пулковская таможня задержала посылку из Китая, в которой содержалось полторы тысячи купюр золотого цвета, имитирующих сторублевую купюру. Купюры содержали надписи «Памятная банкнота», «RUSSIA», изображение футбольного мяча, а также символы городов России, в которых проводятся матчи Чемпионата мира. Предполагалось, что купюры будут использоваться в качестве рекламы агентства недвижимости.
Пулковская таможня посчитала данные купюры контрафактным товаром. В итоге купюры были изъяты, а сотрудники таможни обратились в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении импортера товара к ответственности.
4. Сувенирная продукция в автомобильных шинах
Еще одна попытка ввоза контрафактной продукции была выявлена Санкт-Петербургской таможней. В июне 2018 года на границе с Россией была задержана партия грузовых шин из Латвии. В шинах были спрятаны 1260 плакатов с надписью WorldCup 2018. Поскольку указанная надпись идентична соответствующему товарному знаку FIFA, а разрешение на импорт такой продукции представлено не было, сотрудники таможни изъяли продукцию и возбудили административное дело в отношении компании-импортера.
1. Уголовное дело за изготовление волка Забиваки
В июне 2018 года в Казани полицейские провели оперативное мероприятие («контрольную закупку») по выявлению нарушений, связанных с незаконным использованием товарных знаков FIFA. В рамках данного мероприятия полицейские заказали у швеи три ростовые куклы волка Забиваки в футболках с символикой Чемпионата мира. После изготовления кукол швея была задержана полицейскими.
Сумма причиненного вреда правообладателю (FIFA), по оценке полиции, составила 378 000 рублей, соответственно в отношении швеи было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 180 УК РФ.
2. 100 000 рублей за школьные тетради
Административное правонарушение, связанное с незаконным использованием товарных знаков FIFA, было также выявлено полицией в деятельности торговой сети «Ашан». В декабре 2017 года в одном из магазинов торговой сети полицией были обнаружены 554 тетради, на которых была размещена символика Чемпионата мира.
Указанный товар был изъят полицией, после чего полиция обратилась с заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
16 марта 2018 года суд удовлетворил заявление полиции о привлечении торговой сети к ответственности. С учетом того что торговая сеть «Ашан» признала совершенное правонарушение, был назначен штраф в размере 100 000 рублей.
В некоторых случаях FIFA и ее уполномоченные представители предпочитают разрешать вопросы незаконного использования товарных знаков без привлечения государственных органов.
Так, после первой победы сборной России на Чемпионате мира ПАО Сбербанк анонсировал специальный вклад «Побеждай» с повышенной процентной ставкой, который можно открыть до тех пор, пока сборная России участвует в Чемпионате мира. В рекламе вклада использовались фразы «Чемпионат мира по футболу 2018», «Выход из группы не предел».
FIFA направила Сбербанку претензию, поскольку использование товарного знака «Чемпионат мира по футболу 2018» не было согласовано с FIFA. Вскоре, по сведениям прессы, между Сбербанком и FIFA было достигнуто соглашение о мирном урегулировании спора.
Как видно из приведенной подборки, FIFA и уполномоченные государственные органы крайне активно защищают исключительные права FIFA на использование символики Чемпионата мира. При этом нарушением могут быть признаны самые разные действия, направленные на ассоциацию товаров, работ и услуг с Чемпионатом мира, в том числе не связанные с непосредственным использованием товарных знаков и иной интеллектуальной собственностью FIFA.
С учетом того что грань между правонарушением и добросовестным использованием футбольной атрибутики достаточно зыбкая, рекомендуется крайне осторожно подходить к распространению рекламы и проведению маркетинговых мероприятий на футбольную тему в период проведения Чемпионата мира и после него. Следует отметить, что после окончания Чемпионата мира уровень контроля и риски привлечения к ответственности, скорее всего, снизятся, хотя положения Закона о чемпионате мира продолжают действовать и после окончания Чемпионата. Кроме того, после 31 декабря 2018 года возобновляется действие исключительных прав третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности, сходные до степени смешения с символикой Чемпионата мира (вследствие чего, например, товарные знаки, зарегистрированные раньше товарных знаков FIFA, будут иметь приоритет).
[1] Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».
[2] Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
[3] Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».