Привет всем!
При создании любого стартапа, как правило, встает вопрос о юридическом закреплении отношений между его учредителями, которое может происходить, например, путем совместного создания нового юридического лица для реализации конкретного бизнес-проекта. Действующее российское законодательство предоставляет широкие возможности по закреплению фактических договоренностей учредителей при создании нового юридического лица и осуществлении ими совместной деятельности по его управлению, в том числе такие договоренности могут быть зафиксированы в уставе юридического лица, его внутренних документах либо в корпоративном договоре. Однако, вместе с плюсами, создание нового юридического лица для реализации некоего совместного проекта имеет и свои минусы. Например, если проект потерпит неудачу или станет экономически нерентабельным, учредителям юридического лица придется пройти через достаточно продолжительную процедуру ликвидации юридического лица или еще более продолжительную и затратную процедуру банкротства. В то же время действующее законодательство предоставляет альтернативный правовой инструмент для структурирования взаимоотношений между учредителями стартапа – договор простого товарищества.
В соответствии со статьей 1041 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Важно учитывать, что в силу прямого указания пункта 2 статьи 1041 ГК РФ сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, поэтому учредителям стартапа, являющимся физическими лицами, необходимо предварительно получить статус индивидуального предпринимателя.
Существенной особенностью простого товарищества является то, что такое товарищество не является отдельным юридическим лицом, и, соответственно, не является налогоплательщиком для целей налогообложения, и соответствующие суммы налога рассчитываются и уплачиваются товарищами-налогоплательщиками с учетом специальных правил, установленных Налоговым кодексом РФ. Например, пункт 4 статьи 278 НК РФ применительно к налогу на прибыль устанавливает, что доходы, полученные от участия в товариществе, включаются в состав внереализационных доходов налогоплательщиков - участников товарищества и подлежат налогообложению в порядке, установленном главой 25 НК РФ, а убытки товарищества не распределяются между его участниками и при налогообложении ими не учитываются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1042 ГК РФ вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. При этом, указанные вклады товарищей предполагаются равными, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств (п. 2 ст. 1042 ГК РФ). Здесь следует особо отметить, что в силу прямого толкования п. 1 ст. 1042 ГК РФ исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности также могут быть внесены в качестве вклада товарища, что может быть особенно актуально для стартапов в сфере IT, которые часто работают с различными видами результатов интеллектуальной деятельности (данный вывод в полной мере подтверждается сложившейся судебной практикой: см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 27.05.2003 №3034/03 по делу №А40-25860/02-5-245, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.03.2017 №Ф10-5900/2016 по делу №А14-1631/2016).
Ведение общих дел в рамках простого товарищества может осуществляться как каждым товарищем от имени всех товарищей, так и отдельным товарищем либо всеми товарищами совместно (п. 1 ст. 1044 ГК РФ). При этом, в отношениях с третьими лицами полномочие товарища совершать сделки от имени всех товарищей удостоверяется доверенностью, выданной ему остальными товарищами, или договором простого товарищества, совершенным в письменной форме (п. 2 ст. 1044 ГК РФ). Необходимо учитывать, что, по общему правилу, в отношениях с третьими лицами товарищи не могут ссылаться на ограничения прав товарища, совершившего сделку, по ведению общих дел товарищей, за исключением случаев, когда они докажут, что в момент заключения сделки третье лицо знало или должно было знать о наличии таких ограничений (п. 3 ст. 1044 ГК РФ). Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей также может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц (п. 2 ст. 1043 ГК РФ).
Все решения, касающиеся общих дел товарищей, принимаются товарищами по общему согласию (п. 5 ст. 1044 ГК РФ), однако договор простого товарищества может предусматривать иной порядок принятия таких решений. Например, договором простого товарищества может быть предоставлено право решающего голоса одному из товарищей или может быть предусмотрен иной порядок принятия решений.