ФНС на днях напомнила о процедуре «регистрации» «самозанятых» граждан. «Регистрация» в кавычках, поскольку нового статуса или каких-то бумажек в этом случае зарегистрировавшийся гражданин не получает, только на копии заявления можно (и нужно, разумеется) получить отметку о принятии заявления.
К примеру, один мой знакомый буквально на днях столкнулся в одной из московских налоговых с такой практикой налоговых органов, как отметка о приеме заявления на листике-талончике электронной очереди ФНС, т.к. сотрудникам налоговой было лениво снимать копию с написанного налогоплательщиком прямо на месте заявления.
«Самозанятые» — тоже в кавычках, потому что само по себе понятие за последние годы обросло несколькими смыслами (что всегда в правовых и административных вопросах – злобное зло и отсутствие однозначного понимания и толкования). В данном случае речь идет о категории тех самых активно уклоняющихся от внимания налоговых органов жителей нашей страны (и, стоит подчеркнуть – граждан нашей страны, т.к. на иностранных граждан эта история не распостраняется), которые работают няньками-гувернерами-личными поварами-сиделками-репетиторами. «Налоговые каникулы» для них не так давно объявили власти, в надежде «выманить» подобных работников из тьмы наличных расчетов и отсутствия налогового контроля.
По НК РФ (пп. 70 ст. 217) в настоящий момент освобождены от НДФЛ доходы в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:
- по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
- по репетиторству;
- по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.
При этом регионы могут перечень льготных профессий расширить. Разумеется, такие «самозанятые» граждане не должны иметь работников – в противном случае им необходимо будет регистрироваться в качестве ИП со всеми вытекающими.
Соответственно, каникулы, как не устает напоминать ФНС, положены только тем, кто встанет на учет. Над остальными, как и прежде, висит дамоклов меч «разоблачения» и начисления НДФЛ (только пойди ж их поймай!).
Форма заявления о постановке на учет утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-14/270@ «Об утверждении формы и формата уведомления физического лица об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, а также порядка ее заполнения» и зарегистрирована Минюстом 24.04.2017 № 46478 (для удобства — прикрепляю).





