Давненько уже руки не доходят закончить начатое и дописать заметку на тему, которая, кажется, осталась (и на мой взгляд, совершенно незаслуженно) не замеченной в публикациях на «Регфоруме» (на форуме, впрочем, она затрагивалась). Речь о ноу-хау некоторых налоговиков (особенно отметились белгородские) по доначислению НДФЛ расчетным способом, исходя из стоимости приобретенного имущества.
Картинка из Яндекса
Истории о том, что налоговые органы всерьез вспомнили о контролирующей функции налогов и сборов и решили, что за расходами граждан (не государственных служащих с их обязанностью раскрывать состав доходов и расходов, а обычных) нужно пристально следить, начали появляться активно, кажется в прошлом (2014 т.е.) году.
Последовательнее всех оказались сотрудники налоговых органов из Белгорода – они внимательно отслеживали сведения о приобретенной налогоплательщиками недвижимости и транспортных средствах и сличали стоимость покупки с размером НДФЛ, поступившим от доходов того или иного налогоплательщика в отчетном периоде. Если по размеру налога получалось, что доходы человека сильно меньше, чем расход, бравые сотрудники налоговых органов использовали нормы Налогового кодекса о доначислении налогов расчетным методом (п. 7 ст. 31 НК РФ) и добивались от налогоплательщиков уплаты НДФЛ от суммы покупки.
Одним из резонансных дел стало дело господина Антропова, который в какой-то момент времени (не ранее 2010 г.) стал счастливым обладателем земельного участка. (Эта тема в свое время обсуждалась на Форуме Регфорума).
Налоговики заметили, что за 2010-2011 г. НДФЛ за этого человека в бюджет не поступал, и вызвали его в начале 2013 г. «на ковер» для дачи пояснений. Он не пришел. Тогда сотрудник налоговой инспекции отправился в суд с требованием взыскать с гражданина недоимку по НДФЛ и пени. Суд первой инстанции встал на сторону фискальных органов. Равно как и суд апелляционной инстанции (хотя и не согласился с расчетами, утвержденными судом районным), а за ним и кассация.
Это дело было не единственное, если воспользоваться поиском, можно обнаружить упоминания о десятке (десятках?) подобных историй.
Летом аналогичное дело из практики Белгородских фискалов оказалось в зоне видимости Верховного Суда РФ.
Гражданин (официально – пенсионер, инвалид) продал недорогой автомобиль и приобрел транспортное средство значительно большей стоимости. Налоговики отреагировали и доначислили налог. Страждущий дошел до Верховного суда, который пришел к выводу, что наличие больших расходов – еще не основание для доначисления НДФЛ, и что нормы о возможности использования расчетного метода к НДФЛ не применяются.
Эта позиция ВС РФ отражена и в Обзоре судебной практики ВС РФ № 2(2015) от 26.06.2015.
Суд указал, что:
Получение физическим лицом доходов, облагаемых НДФЛ, должен доказать налоговый орган в силу принципа добросовестности налогоплательщика, презумпции его невиновности (п. 6 ст. 108 НК РФ).
Приобретение налогоплательщиком в налогооблагаемом периоде имущества подтверждает лишь то, что налогоплательщиком в этом периоде понесены расходы на его приобретение. Факт расходования денежных средств в налоговом периоде не подтверждает получения в этом же периоде дохода, облагаемого НДФЛ, в сумме, равной израсходованным средствам
В начале декабря появилась информация о том, что на места в налоговых инспекциях было разослано распоряжение, отражающее приведенное выше мнение ВС РФ, о том, что налоговики должны исходить из общего принципа о добросовестности налогоплательщика («не пойман – не вор»), а значит, и доначислять НДФЛ просто на основании расходов нельзя («а может, он копил в кубышке под подушкой, откладывая по пяточку с трех лет»?).
Однако, по моему мнению, все не так радужно, и мнение ВС РФ – это только затишье перед бурей. Как только до Думы дойдет дельный законопроект на тему (а он в условиях кризиса ожидаем), у него есть все шансы стать поправками в НК РФ. Как следствие – конец спокойной жизни для всех, у кого бОльшая часть зарплаты в конверте, для фрилансеров, кому деньги капают на карточку «как подарок от физического лица» и прочих, кто не сможет доказать, что его расходы и его НДФЛ – соизмеримы.
Собственно, активная реализация фискальными органами контрольной функции – это для многих западных юрисдикций дело вполне привычное и будничное. И во всяком случае, последствия не столь неприятны, как при реализации до практики, пока применяемой у нас только к слугам народа (государственным служащим, то есть), когда в ситуации, превышения стоимости покупки над суммой дохода чиновника и его семьи, чрезмерно дорогая покупка просто изымается в доход государства.