Посты
111
Лайки

Международные компании: все флаги в гости будут к нам?

  • 18 сентября 2018 в 9:07
  • 3.3К
  • 12
  • 5

    Здравствуйте, коллеги!

    Хочу обратить ваше внимание на интересный закон, тихо проскользнувший сквозь законодательный механизм этим летом. Он уже вступил в силу (с третьего августа) и благополучно действует. Интересно было бы ещё знать – применяется ли на практике, но пока данных об этом не нашёл  (кстати, если кто-то сталкивался – напишите в комментариях, буду признателен). Речь идёт о Федеральном законе от 03.08.2018 № 290-ФЗ "О международных компаниях".

    Пушкинская фраза вынесена в заголовок не случайно. Не секрет, что отечественный законодатель уже давно предпринимает попытки создать в стране такие условия, чтобы из-за рубежа жирными косяками потянулись иностранные инвесторы. Не имеет значения, с деньгами какого происхождения они придут -  действительно иноземного или из России же выведенными: привлечь обратно вторые – давняя мечта и задача наших управленцев. А для стимулирования чего-либо, как известно, есть два действенных метода: напугать или заинтересовать, кнут и пряник.

    Кнутом в отношении иностранного капитала действовать затруднительно. В какой-то мере данную задачу выполняют западные правительства, время от времени предпринимающие недружественные акции против российских олигархов — но, во-первых, интенсивность этих мер явно недостаточна для того, чтобы толпа толстосумов в панике бежала искать «тихую гавань» в России, а во-вторых, это работает только для псевдоиностранных денег. Настоящим иностранцам нужен всё-таки пряник. Особенно если есть задача привлечь инвесторов не только с Запада, но и с Востока (забегая вперёд — она в новом законе прослеживается, даже чисто географически). В качестве такого пряника долгое время пытались представить внедрение в наше гражданское законодательство элементов англо-американского права, а кое-кто и вовсе предлагал ввести в действие английское право (только для бизнеса, разумеется) на некоторых российских территориях – мол, оно для иностранного капитала и привычнее, и удобнее. Вторую часть, к счастью, не реализовали, а первую осторожно попробовали (на общих положениях ГК РФ об обязательствах, в частности). Эффекта не последовало. Очевидно, фея-крёстная  явилась к Золушке с негодной волшебной палочкой: Москва не сделалась в одночасье международным финансовым центром, конкурирующим с Лондоном, Нью-Йорком и Токио.

    Анализируемый закон – новая попытка, крайне интересная изменением подхода к созданию комфортного инвестиционного климата. Хорошо, — сказал себе автор законопроекта, — с английским правом попробовали – не вышло. Но так ли это нужно инвесторам? Особенно – инвесторам азиатским? Или, что ещё более важно — нашим же соотечественникам с капиталами в офшорах? Может быть, не стоит пытаться сделать из Москвы сразу Лондон? Давайте, что ли, попробуем создать свой российский Сингапур или Гонконг? На худой конец, Бермуды?

    И мечта о российском Сингапуре, и более реалистичный «офшорный» план, и китайский опыт буквально читаются между строк – и закона «О международных компаниях», и Федерального закона от 03.08.2018 № 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края". Под специальные административные районы не случайно выделены острова — остров Русский (Приморский край) и остров Октябрьский (Калининградская область), да и сам термин «специальный административный район» лично у меня стойко ассоциируется с китайским специальным административным районом Сянган, более известным как Гонконг.

    Какие сладкие плюшки нужно раздавать на двух кусочках российской суши, со всех сторон окружённых водой, чтобы на них слетелись искушённые капиталисты с мешками денег? Понятно, что налоговые послабления и всё такое подобное – но это регулируется совсем другими законами и волнует больше финансистов. Что же интересного для потенциальных инвесторов – и для юристов — содержится именно в законе «О международных компаниях»? Давайте разбираться.

    Для юриста очевидно одно серьёзное отличие островов Русский и Октябрьский от Гонконга и Сингапура. На обеих этих азиатских территориях действовало (и фактически действует, даже после возвращения Гонконга Китаю), пусть и с небольшими модификациями, то самое английское право, которое и у нас многие считают залогом экономического процветания и инвестиционной притягательности. В наших же «специальных административных районах» будет действовать право российское.

    Не только у меня есть обоснованное сомнение в правдивости мифа о неотразимой притягательности английского права для бизнеса и инвесторов – отечественный законодатель тоже подозревает, что не это главное. Но мало подозревать – надо попробовать. И – что ещё более важно – дать попробовать потенциальным «жителям» островов. Закон «О международных компаниях» и есть такой «пробник», демонстратор, рекламный плакат, если хотите.

    Тезисно, суть его сводится к следующему:

    Приходите все вместе! Приходите с деньгами!

    Иностранная коммерческая корпоративная организация, пообещавшая (!) – путём подачи заявления о намерениях — инвестировать в России не менее 50 миллионов рублей (прямо или косвенно, сама по себе или суммарно — в составе группы лиц), может получить статус «международной компании», приняв в качестве личного закона российское право, а в качестве места нахождения – один из «специальных административных районов». Тем самым, для деятельности на российском рынке она становится «своей», а от зарубежных властей может «спрятаться» в российской юрисдикции.

    Попробуйте Россию! Это не страшно!

    Переводить основной бизнес в Россию, регистрировать в России все организации группы и становиться чисто российской «международную компанию» не заставляют, в корпоративные отношения не лезут. Ещё и всякие мелкие бонусы для владельцев капитала подбрасывают, по сравнению с обычными российскими организациями: скажем, номинальная стоимость привилегированных акций международной компании может превышать 25 процентов от уставного капитала. Даже её фирменное наименование, согласно закону, подчёркнуто двуязычно: на русском и английском языках. Встретите аббревиатуру "МК" ("IC"), а для публичных акционерных обществ — "МКПАО" ("IPJSC") – не удивляйтесь. Особо подчёркивается, что такую организацию в России не рассматривают как новую — считается, что международная компания создана с даты регистрации (создания) иностранного юридического лица, за ней признаются все права и обязанности, ранее имевшиеся у неё как у иностранной: в общем, никаких потрясений — просто фирма переехала. С тем же успехом, ничего не потеряв, она может перебраться обратно в другую юрисдикцию, если в нашей не понравится. Длится первоначальный «пробный период» шесть месяцев с даты государственной регистрации международной компании: очевидно, именно столько времени даётся для начала инвестирования, если я верно истолковал соответствующее положение закона. (Фраза из части 6 статьи 2 «Минимальный срок, в течение которого должны быть произведены инвестиции, составляет шесть месяцев с даты государственной регистрации международной компании» заставляет почесать затылок даже опытного крючкотвора: «минимальный» — это ведь «самый маленький», нет? То есть раньше шести месяцев деньги не приносите, не возьмём?)

    Честно! Быстро! Современно!

    Создавая закон «О международных компаниях», кто-то вынужден был изрядно поломать голову, совмещая несовместимое. С одной стороны, деньги любят тишину и анонимность. Особенно те, которые очень хотелось бы возвратить в страну из офшоров. Владельцам этих капиталов нужна, выражаясь словами незабвенного О. Бендера, «полная тайна вкладов, то есть организации». С другой стороны, солидный иностранец ни за что не сунется в грязный притон с сомнительной репутацией. Ему подавай прозрачные витрины, приличную публику внутри и приятный запах – иначе не войдёт. Первую задачу решили посредством норм о номинальном держании (см. ст. 9 закона). Заглянувший в окно прохожий не увидит в заведении страшноватых личностей с плакатов «их разыскивает Интерпол». Ну не подозревать же вон того приятного молодого человека с оксфордским произношением, в строгих очках и дорогом галстуке? А между тем, в статье 9 закона русским языком всё написано про лицевые счета иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя и лицевой счёт депозитарных программ, за которыми, как за ширмой, прячутся интересы совсем других лиц... Несите деньги из офшоров! Конфиденциальность гарантируем.

    На витрине при этом отлично смотрится объявление «НЕБЛАГОНАДЁЖНЫМ ВХОД ВОСПРЕЩЁН»: иностранное юридическое лицо, претендующее на статус «международной компании», должно быть зарегистрировано в государстве, которое является членом или наблюдателем Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) или членом Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл). Суммарно это три с половиной десятка государств со всех континентов, кроме Африки. Сомалийские инвесторы грустят за дверью...

    И конечно, в заведении для «чистой» публики должен быть отличный сервис – этому в законе тоже уделено внимание. Государственная регистрация «международной компании» в срок не более трех рабочих дней с даты получения документов. Электронный документооборот. Минимум формальностей. Вот как мы быстро и без проволочек работаем! Вот какие мы современные! Привет Сингапуру! Не зря же туда ездят правительственные делегации – опыт перенимать.

    Ах да, чуть не забыл одну мелочь: пробничек платный! Статья 12 закона предусматривает уплату международной компанией ежегодного регистрационного сбора в размере и порядке, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Но за качественный продукт ведь не жалко? А если некачественный – смотри статью 11 с пошаговой инструкцией по возвращению обратно под юрисдикцию иностранного государства.

    Итого: занятный эксперимент получается с этими островами. Если удастся создать для резидентов «особых административных районов» действительно привлекательные условия (сверхнизкие налоговые ставки в сочетании с конфиденциальностью, гарантиями безопасности и минимумом административных барьеров), не исключено, что капитал туда потянется. Пятьдесят миллионов рублей – не такая большая плата за пристань в финансовой «тихой гавани». Не думаю, что на самом деле на Русском или Октябрьском родится новый Сингапур или Гонконг: в тех и перевалочные морские порты, и высокотехнологичное производство – но вот задачу частью привлечь деньги из Азии, а частью выманить из зарубежных убежищ российские по происхождению капиталы, есть шанс выполнить. Особенно – если заграница нам поможет, тряхнув по офшорам денежки наших бывших и нынешних соотечественников. В таком случае, и без всякого английского права очередь желающих срочно вложить деньги на острове Русский будет начинаться от самого Владивостока, а юристы сделают состояния, массово оформляя различные IPJSC «Inostranec Ivan Fedorov».

    А вот если не получится… тогда, пожалуй, мы будем иметь шанс наблюдать всё-таки опыты с экстерриториальностью для бизнеса в «особых административных районах». Так что будем надеяться, что всё удастся.

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Да, новых форм нам не дождаться…

    Минюсту за законодателем не угнаться.

    Теперь потребуется ещё одна новая форма для государственной регистрации международной компании в порядке РЕДОМИЦИЛЯЦИИ иностранного юридического лица.
    18 сентября 2018 в 13:49
    Специально не стал употреблять в статье этот термин, чтобы не шокировать читающих :-)))))
    18 сентября 2018 в 13:57
    звучит как косметическая процедура какая-нибудь =)
    24 сентября 2018 в 11:53
    Благодарю Регфорум и Автора за интересную статью!
    Проблемы привлечения инвестиций в Россию - внутренние. При разработке № 290-ФЗ на всех уровнях никто даже не знал, что "остров Октябрьский отсутствует на карте".Очевидно, так же, что все инновации создаются учеными - физиками, биологами, инженерами, а не  финансистами. К сожалению капиталисты (даже специалисты) и серьезные изобретатели находятся на разных Планетах. К.Э. Циолковский говорил, что "один гений стоит больше всех специалистов вместе взятых и создает на триллионы рублей. Суждение о гениальных открытиях, как раз и нельзя доверять специалистам, которые саботировали даже строительство железной дороги. Далее это дело мудрого правительства".
    Так, в процессе перестройки, на уровень МИД России и Беларуси поступило заявление об основании "Государства новой формации (ГНФ)" (оставлено даже без ответа, не то, что рассмотрения). Ресурсы ГНФ на порядок превышают ВВП  США! Учитывая то обстоятельство, что создание нового государства не самоцель, на карте Мира его нет (и не будет). Как известно, признание нового государства не требуется. 16.08.2018 Главам государств и ООН поступило приглашение на презентацию "Первого Постгосуда" (ПП-1)! МИД России оставило приглашение без ответа. Теперь это проблемы России, как попасть в ПП-1...
    18 сентября 2018 в 22:07
    Кто-нибудь сталкивался с данной регистрацией? Для внесения в ЕГРЮЛ международной компании используется форма 18001?
    7 ноября 2019 в 9:50

    Прямой эфир

    Александр Саратов4 декабря 2024 в 11:43
    Участник ООО не смог оспорить в суде «размытие» своей доли
    Александр Саратов4 декабря 2024 в 11:41
    Два опциона на один и тот же предмет. Кому в итоге он достанется?
    Андреев Николай27 ноября 2024 в 11:06
    Непубличное АО, наименование на английском, смена адреса. Вопросы из чата