Уважаемые коллеги, добрый день!
В отношении должника – юридического лица возбуждены исполнительные производства о взыскании денежных средств. Участники организации понимают, что в ближайшее время на имущество организации (включая денежные средства и недвижимое имущество) будет обращено взыскание. В такой ситуации участники должника, с целью недопущения негативных последствия для юридического лица и себя лично, принимают решение о ликвидации организации.
Ликвидация юридического лица как основание для окончания исполнительного производства.
Исходя из ст. 53 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016г. № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) принятие решения о ликвидации должника – юридического лица является основанием для возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому исполнение не произведено либо произведено частично, за исключением случая, когда начата процедура реализации арестованного имущества.
В соответствии со ст. 54 Закона об исполнительном производстве, возвращение исполнительного документа влечет окончание исполнительного производства.
Таким образом, фактически, конечной целью принятия решения о ликвидации организации является недопущение обращения взыскания на имущество должника. При этом, ввиду ангажированности ликвидатора, который назначается лицами, принявшими решение о ликвидации, с высокой долей вероятности в процессе ликвидации (который может длиться 9 месяцев и более), требования кредиторов, которые ранее были взыскателями по исполнительным производствам, удовлетворены не будут.
Ч. 5 ст. 233 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) предусматривает способ противодействия недобросовестной ликвидации. Указанная норма устанавливает, что кредитор может подать в суд, рассматривающий экономические дела, заявление кредитора о возбуждении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) по истечению трехмесячного срока с даты получения им соответствующего уведомления должника о нахождении в процессе ликвидации в случае отсутствия в указанный период уменьшения задолженности.
Возбуждение дела об экономической несостоятельности (банкротстве) позволит провести контролируемую судом процедуру банкротства, что, в конечном итоге, защитит имущественные интересы кредиторов.
Однако и указанная норма, на практике, успешно игнорируется недобросовестными должниками.
Буквальное толкование ч. 5 ст. 233 Закона о банкротстве позволяет сделать вывод, что кредитор может подать заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника только в случае, если в течение трех месяцев отсутствовало погашение задолженности. Следствием погашения сумм задолженности в незначительном размере является отсутствие права кредитора на инициирование процедуры экономической несостоятельности (банкротства) должника.
Судебная практика в подавляющем большинстве случае идет по формальному пути: в связи с тем, что погашение задолженности было, хоть и не значительном объеме, заявление кредитора о возбуждении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника возвращается.
Лица, принявшие решение о ликвидации, вправе отменить решение о ликвидации. Какие-либо законодательные ограничения касательно данного права в Республике Беларусь не установлены. Отсутствуют ограничения на прекращение данной процедуры в отношении должников, у которых имеется непогашенная задолженность перед кредиторами, что является пробелом действующего правового регулирования процедуры ликвидации организации.
На практике происходит следующим образом: кредитором в суд подается заявление о возбуждении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника. Участники должника, получив информацию о подаче заявления кредитора, принимают решение об отмене ликвидации. В рассматриваемой ситуации заявление кредитора об экономической несостоятельности (банкротстве) должника будет возвращено.
Отметим, что, несмотря на существующие пробелы и возможности для злоупотреблений должником, защита интересов кредитора в Республике Беларусь возможна только в случае активной позиции и инициирования судебных механизмов защиты прав и законных интересов.