Привет всем!
У многих иностранных компаний, работающих в России, возникает потребность в более оперативном осуществлении деятельности в разных регионах страны. Российские организации, как правило, открывают для этих целей обособленные подразделения (далее – ОП1). В настоящее время постановка ОП иностранных компаний на учёт в налоговом органе иногда сопряжена с некоторыми трудностями, которые обусловлены тем, что порядок постановки на учёт не приведён в соответствие с порядком аккредитации обособленных подразделений.
В качестве примера, иллюстрирующего такие трудности, можно использовать следующую ситуацию: иностранная компания, имеющая филиал в России и занимающаяся установкой и обслуживанием оборудования для производства деталей, планирует обслуживать несколько заводов в различных регионах России, причём как установка, так и обслуживание производятся на территории этих заводов в течение срока более 30 календарных дней. Исходя из смысла абз.18 п.2 ст.11 НК РФ, если рабочее место создаётся на срок более одного месяца, то оно считается стационарным, и поскольку оно является территориально обособленным от филиала этой компании, это обуславливает создание ОП, которое должно быть поставлено на учёт в налоговом органе в течение 30 календарных дней с момента его создания. Порядок постановки на учёт в налоговом органе ОП иностранного юридического лица содержится в п. 4 Приказа Минфина РФ от 30.09.2010 № 117н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения" (далее – Приказ Минфина). Стоит отдельно отметить, что там же указана возможность осуществления деятельности иностранной компании через «филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение». Подобная позиция подтверждается в том числе в п. 2 ст. 306 НК РФ и Письмом Минфина РФ от 26 октября 2015 г. №03-08-05/61259. Наконец, в абз. 4 п. 4 ст. 83 НК РФ напрямую указано, что иные обособленные подразделения (не отнесённые к филиалам и представительствам) становятся на налоговый учёт на основании соответствующего заявления в ФНС.
Однако если порядок постановки ОП на учёт в налоговом органе можно считать детально регламентированным, то его аккредитация представляется невозможной в силу действующего Приказа ФНС от 26 декабря 2014 г. № ММВ-7-14/680@ (далее – Правила аккредитации), который предусматривает возможность аккредитации только филиалов и представительств. Это довольно странно, учитывая тот факт, что представленная в качестве примера ситуация по всем признакам соответствует той, которая используется для определения понятия «строительная площадка иностранной организации» в ст. 308 НК РФ. Данная категория впервые появилась в редакции НК РФ от 31.12.2001 для более детального регламентирования деятельности иностранных инвесторов в целях налогообложения. По всей видимости, на тот момент предполагалось, что иностранные компании будут осуществлять свою деятельность через множество ОП.
Выполнение работ на такой площадке создаёт все необходимые предпосылки для возникновения «постоянного представительства», ещё одного понятия, используемого в налоговом законодательстве в целях налогообложения: согласно п.2 ст. 306 НК РФ, постоянным представительством является «филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность», связанную в том числе с «проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования».
Строительная площадка иностранной организации – это частный случай образования постоянного представительства, и выделение такого понятия, как «строительная площадка иностранной организации», в НК РФ предполагает наличие порядка аккредитации ОП в Правилах аккредитации. Дополнительным фактом в подтверждение этому являются практически идентичные требования в Приказе Минфина при постановке на учёт в налоговые органы ОП как российских, так и иностранных юридических лиц, их идентичное правовое положение, а также их практическое использование в целом. Однако если ставить ОП иностранных компаний на учёт в налоговом органе можно, то открывать их нельзя.
В настоящее время единственным верным решением в плане соблюдения законодательства является аккредитация нескольких филиалов, необходимость в которых отпадает сразу после завершения работ, и такая ситуация представляется неприемлемой по нескольким причинам.
Кроме того, в случаях, связанных с проведением продолжительных строительных работ или работ, связанных с установкой оборудования, российскими компаниями преимущественно используется практика открытия ОП, и было бы разумно позволить иностранным компаниями также аккредитовывать ОП.
Таким образом, на данный момент существует необходимость оптимизации законодательства о филиалах и представительствах иностранных компаний. Это поспособствует повышению инвестиционной привлекательности России и приданию иностранным инвесторам большей гибкости при ведении хозяйственной деятельности.