Привет, Регфорум!
ФНС России утвердила форму запроса информации о бенефициарных владельцах юрлица (Приказ от 20 декабря 2018 г. № ММВ-7-2/824@). Такой запрос налоговики смогут направлять уже с 3 февраля, когда этот Приказ вступит в силу. Обосновывать свой интерес к собственникам юрлица налоговики должны будут пунктом 6 статьи 6.1 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Напомню, что летом 2017 года Правительство РФ приняло Постановление № 913, именно этим документом были утверждены Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах по запросам Росфинмониторинга и ФНС. Изучите его (есть во вложении к данной публикации).
Для запроса информации о бенефициарах эти ведомства должны были разработать специальную форму. Росфинмониторинг свою форму запроса утвердил год назад, ФНС смогла тольков декабре 2018 года (лучше бы она так не торопилась – жизнь юрлиц в России была бы спокойнее).
Таким образом, до начала февраля 2019 года налоговики интересовались у юрлиц информацией о бенефициарах незаконно. А теперь смогут делать это на легальных основаниях, что приведет к последствиям – применять субсидиарную и уголовную ответственность с учетом этой информации государство станет чаще и прицельней. За непредставление такой информации предусмотрен штраф для должностных лиц до 40 тыс. рублей, для юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. рублей (ст. 14.25.1 КоАП РФ).
В сложившейся ситуации вам стоит быть внимательными к тому, в какой форме налоговики захотят получить от вас информацию по бенефициарам. Во-первых, требование предоставить информацию по бенефициарам может поступить к вам только в рамках ФЗ №115. Ссылка на этот закон должна быть указана в требовании/форме запроса, если ссылки на этот закон нет, то запрос явно незаконен.
При этом, по нашим оценкам, у ФНС большинство требований (почти 80 процентов) сделаны с нарушением законодательства. Поэтому, выход один — держать ухо востро. Помните, что основная цель всех попыток налоговиков получить информацию у налогоплательщика сводится к тому, чтобы заставить«добровольно» доплатить деньги в бюджет под угрозой налоговой, уголовной илисубсидиарной ответственности. К сожалению, в 2019 году эта тенденция собирания налогов государством будет продолжена так что у бизнеса нет никаких оснований ожидать, что интерес у налоговиков к таким способам общения спадет.
Во-вторых, обращайте внимание на формулировку, т.е. на то, как вас просят предоставить информацию по бенефициарам. С юридической точки зрения формулировка, которая встречалась нам в требованиях, например «конечные бенефициары», незаконна, т.к. такого понятия в нормативно-правовых актах нет. Вообще нет. Есть только бенефициарный владелец (ФЗ №115 ст.3). Также имейте в виду, что все попытки налоговиков интересоваться бенефициарами, ссылаясь в своих требованиях на статьи НК РФ 93 и 93.1 (как это было недавно с нашим знакомым предпринимателем) — незаконны.
Бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.
Знание, кто у компании бенефициар существенно облегчает работу налоговиков. Реальный собственник – это тот человек, с которого можно взыскать недоимку, применить к нему уголовную (ст. 199 УК РФ) и субсидиарную ответственность. Как известно, перед реальнойперспективой уголовного срока любой собственник становится сговорчивее и быстрее пополняет бюджет государства, что, собственно ,и нужно сегодняшним борцам с налоговыми уклонистами. Берегите себя.
Согласно п. 5 ст. 6.1. Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев, т.е. информация запрашивается юр. лицом у участников/учредителей, на основании полученных данных информация о бенефициарных владельцах хранится у Общества. Соответственно, полагаю, что если Обществом будут представлены доказательства получения информации от учредителя о том, что Номиналов Номинал Номиналович является конечным бенефициаром, вследствие чего невозможно было установить, что им может быть иное лицо, то ответственность по ст. 14.25.1. КоАП РФ к Обществу не должна быть применена. При этом, на практике, со стороны налоговых органов есть вероятность привлечения Общества к ответственности, поэтому, возможно, отстаивать правомерность своей позиции придется только в суде.
« Также имейте в виду, что все попытки налоговиков интересоваться бенефициарами, ссылаясь в своих требованиях на статьи НК РФ 93 и 93.1 (как это было недавно с нашим знакомым предпринимателем) — незаконны.»
Это придирки просто, или влечет за собой какие то правовые последствия? Какая уже разница на что они ссылаются если такое право у них в принципе есть?
Вообще в описанном вами примере ситуация довольно странная. По российскому законодательству Общество не может иметь единственным участником другое юридического лицо, состоящее из единственного участника – юр. лица (ст. 7 ФЗ об ООО: общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица).
Но даже, если предположить, что такая компания прошла регистрацию, полагаю, что Общество должно будет предоставить информацию о конечном физическом лице, которое будет участником последнего юр. лица, либо предоставить документальные доказательства того, что Общество предпринимало попытки эту информацию установить (т.к. в соответствии с п. 6 ст. 6.1. Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» по запросу предоставляется информация о бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений), к примеру, направление соответствующих запросов в адрес указанных организаций.
Если указанную информацию не предоставить, полагаю, применение санкций по ст. 14.25.1. КоАП РФ будет обоснованно.
Зачем же тогда в названии статьи использовать некорректный для данного случая термин "бенефициар"?«С юридической точки зрения формулировка, которая встречалась нам в требованиях, например «конечные бенефициары», незаконна, т.к. такого понятия в нормативно-правовых актах нет. Вообще нет. Есть только бенефициарный владелец (ФЗ №115 ст.3).»
(Письмо ФНС России от 28.04.2018 N СА-4-9/8285). И во все эти термины вкладывается один и тот же смысл. Бесспорно то, что не хватает единообразия в применяемых терминах, но, увы, практика выявления того самого бени, с кого можно стрясти средства на пополнение бюджета, не страдает.