Привет всем!
Рассмотрим практические нюансы смены адреса, а также регистрацию этих изменений. Об этих важных деталях не написано ни в одной норме закона, они приобретены нами на практике. Вы можете, не зная этой информации, выполнять все регистрационные действия, которые положено делать по закону со 100% качеством, но при этом налоговая будет раз за разом отказывать вам в регистрации изменений.
С чего все началось
Не секрет, что долгие годы смена адреса места нахождения общества являлась одним из самых распространенных способов уклонения от прохождения ВНП и камеральных проверок при возмещении НДС. Этот «хитрый ход» помогал затягивать сроки проверок для невозможности взыскания недоимок, скрывать деятельность по участию в схемах уклонения от уплаты налогов или по обналичиванию денежных средств.
Поэтому налоговики долго боролись с фиктивной миграцией юридического адреса, используя различные инструменты контроля и усложняя процедуры.
В этой борьбе поворотным моментом стало принятие государством в конце марта 2015 года Федерального закона № 67-ФЗ, который существенно изменил положения статьи 17 Закона «О госрегистрации» № 129-ФЗ от 08.08.2001.
С этого момента регистрирующий орган был наделен правом проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, когда у инспекторов имели место быть обоснованные сомнения в их достоверности. При этом регистрирующему органу также было предоставлено право принимать решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки, но на срок не более 30 дней. Выявление факта недостоверности указанных сведений по итогам проверки является основанием для отказа в государственной регистрации.
Результат
Каковы были результаты этого нововведения? Уже в 2017 году регистраторы и налоговики зафиксировали статистически достоверное и существенное снижение миграционных потоков как внутри одного субъекта, так и между регионами. Большинство «покупных» юр. адресов, используемых ранее для фиктивной миграции, в новых условиях оказывались непригодными и не выдерживали даже поверхностных проверок. Это привело к тому, что недобросовестные налогоплательщики были вынуждены обращаться к иным способам решения своих проблем.
С одной стороны, в ФНС могли бы праздновать победу: фиктивная миграция практически побеждена и в государстве стало больше порядка. С другой стороны, как только вступили в силу положения № 67-ФЗ это привело к большим сложностям со сменой юр. адреса у добропорядочных компаний. Налоговый тренд «стоп миграция!», направленный против фиктивных переездов недобросовестных компаний, трансформировался в проблему для реальных и добросовестных налогоплательщиков.
Пример из практики. В последнее время к нам обращаются клиенты с ситуациями как «под копирку»: пару раз подавали документы на регистрацию смены адреса, и каждый раз — отказ по пресловутому пп. «р» п.1 ст. 23 Закона «О госрегистрации»:
наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах.
При этом аренда офисного помещения у клиентов в бизнес-центре класса А-В+ реальная, руководитель организации — уважаемый человек, действительно, «настоящий» директор. Собственник арендуемого помещения в рабочие часы всегда на связи, а его личные контакты указаны в договоре аренды и сопроводительных письмах. Зачастую также бывает, что клиенты уже переехали в новый офис и там, в новом офисе, постоянно находятся сотрудники, готовые принять инспектора с проверкой. Да только никто с проверкой не идет, а отказы выносить продолжают… Представьте на минутку себя в такой ситуации. Проблема? Ещё какая…
Для чего это нужно
А в чем же, собственно, дело? А дело в том, что налоговики не ставят перед собой цель удостовериться в том, что компания действительно будет находиться на арендуемом юр. адресе. Если бы такая цель была реальной, то, как мы понимаем, проблем у добросовестных налогоплательщиков не было бы. «Проверку достоверности сведений» налоговики используют как инструмент личного знакомства с самой организацией и её руководителем. Ни один налоговый орган не хочет брать на себя ответственность и одобрять миграцию проблемного юр. лица (наличие задолженности по налогам и сборам, «разрывы») или очевидной фирмы-транзитера.
ИФНС согласны принимать к себе на учет только реально работающий и уплачивающий налоги бизнес. Поэтому, когда вы получаете отказ по смене юр. адреса, а к вам с проверкой никто не приходил и попыток связаться не делал, не спешите предъявлять претензии к собственнику помещения. Дело, скорее всего, в другом: ИФНС просто хочет познакомиться с вами лично. Вынося отказ, налоговики знают, что реальный владелец бизнеса начнет разбирательства именно с посещения территориальной инспекции, а значит, с ним можно будет пообщаться, задать интересующие вопросы по финансово-хозяйственной деятельности организации. А после знакомства будет видно, какие у вас могут возникнуть проблемы дальше и что с вами делать.