Привет всем!
25 мая 2019 года Правительство РФ приняло Постановление № 658 «Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» (далее – Постановление). Постановление официально опубликовано 30 мая и вступает в силу через 120 дней после официального опубликования – то есть, с 27 сентября 2019 года.
Вообще сама обязанность учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 250 грамм до 30 килограмм была предусмотрена еще в 2016 году[1] путем включения в статью 33 Воздушного кодекса РФ пункта 3.2. В данном пункте указано следующее:
«Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Однако до момента утверждения соответствующих правил данная норма фактически не применялась, поскольку не было ясно, кто и в каком порядке осуществляет учет таких летательных средств. Поскольку теперь такие правила утверждены, начиная с 27 сентября 2019 гражданские беспилотные воздушные суда с указанной максимальной взлетной массой подлежат учету.
Фактически утвержденные правила учета беспилотников очень похожи на правила государственной регистрации автомобилей и иных транспортных средств, с той лишь разницей, что постановку на учет беспилотников осуществляет Росавиация, а не ГИБДД. И да – госпошлина за постановку на учет беспилотников пока не установлена.
Прежде чем разбираться с правилами учета, следует определиться с терминами, применяемыми в Постановлении. Большая часть этих терминов содержится в Воздушном кодексе:
Воздушное судно – «летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды» (пункт 1 статьи 32 Воздушного кодекса);
Беспилотное воздушное судно – «воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)» (пункт 5 статьи 32 Воздушного кодекса);
Максимальная взлетная масса – единственный термин, определения которого не содержится в законе. Это авиационный термин, под которым понимается «максимальная масса воздушного судна, при которой оно может взлететь с соблюдением всех правил безопасности»[2]. Упрощенно, под максимальной взлетной массой, применительно к гражданским беспилотникам, можно понимать сумму массы самого летательного аппарата и максимальной массы груза, которую беспилотник может нести (хотя, на самом деле, на максимальную взлетную массу могут влиять и какие-либо внешние данные, например, погодные условия).
Соответственно, пункт 3.2 статьи 33 Воздушного кодекса применяется к гражданским летательным аппаратам, которые летают любым способом, кроме как за счет отраженного от поверхности воздуха, и управляемым пилотом, находящимся вне борта самого беспилотника. То есть, к данной категории, например, относятся квадрокоптеры и не относятся воздушные змеи (даже если их максимальная взлетная масса превышает 250 грамм).
Основные положения утвержденных Постановлением правил:
Постановление также содержит особое правило для тех лиц, которые приобрели, ввезли или изготовили беспилотник до вступления в силу Постановления – такие лица должны направить в Росавиацию заявление о постановке на учет в течение 30 дней с момента вступления в силу Постановления, то есть до 27.10.2019.
Ответственность за нарушение сроков постановки беспилотников на учет пока не установлена. Однако статьей 11.5 КоАП РФ установлена ответственность за:
_______________________
[1] Федеральный закон от 03.07.2016 № 291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации»
[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Максимальная_взлётная_масса