Добрый день, коллеги!
2 августа 2019 года был опубликован Федеральный закон № 298-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре «Сколково» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон вступил в силу 13 августа 2019 года.
Данным законом вносятся масштабные поправки в регулирование деятельности инновационного центра «Сколково». Одно из самых важных изменений – теперь в проектах «Сколково» могут участвовать компании, которые не располагаются на территории центра.
Управляющая компания получила право инициировать новые проекты, осуществлять предусмотренные законом функции и предоставлять услуги-«сервисы» за пределами территории инновационного центра. Соответствующие изменения внесены в общие положения Закона о «Сколково».
Указанный действия управляющая компания вправе осуществлять самостоятельно, через свои дочерние общества, через аккредитованных партнеров управляющей компании – перечень, формы, требования и порядок деятельности которых устанавливаются самой управляющей компанией. Кроме того, законом выделены два новых вида субъектов, деятельность которых, по-видимому, будет способствовать осуществлению деятельности управляющей компании за пределами инновационного центра. Это региональные операторы и исследовательские центры.
Организация может получить статус регионального оператора на основании решения управляющей компании, согласованного с высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, на территории которого планируется деятельность регионального оператора. Согласие субъекта РФ не требуется, если в качестве регионального оператора выступает управляющая компания какого-либо уже созданного инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ).
Основная особенность статуса регионального оператора – управляющая компания может предоставить региональному оператору право осуществлять отдельные функции управляющей компании и предоставлять различным лицам сервисы управляющей компании. В обязанности оператора входит осуществление подбора помещений для размещения участников проектов и иных лиц на территории, на которой осуществляет деятельность региональный оператор, а также организация и (или) непосредственное предоставление услуг управляющей компании.
Требования к региональному оператору, объем его полномочий и порядок деятельности устанавливается в договоре регионального оператора с управляющей компанией.
Интересно, что на данный момент на сайте Сколково уже содержатся сведения о 6 региональных операторах: в Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Казани и Тольятти.
Исследовательским центром, в соответствии с внесенными изменениями, является юридическое лицо, соответствующее следующим требованиям:
Лицо, соответствующее указанным выше требованиям, если в его уставном капитале партнеру управляющей компании принадлежит 100 % голосов, именуется исследовательским корпоративным центром.
Статус исследовательского центра или исследовательского корпоративного центра определяется и присваивается решением управляющей компании. Каких-либо ограничений относительно территориального местонахождения исследовательского центра законом не устанавливается, то есть он может функционировать и вне территории инновационного центра «Сколково».
Коммерциализация результатов исследовательской деятельности теперь закреплена в качестве основной функции инновационного центра.
Согласно внесенным изменениям, коммерциализация результатов исследовательской деятельности – это, во-первых, непосредственно вовлечение в коммерческий оборот результатов исследований, а также деятельность, направленная на вовлечение таких объектов в коммерческий оборот.
Коммерциализацию результатов исследований должны осуществлять сама управляющая компания, партнеры управляющей компании, участники проектов, а также исследовательские центры. Срок начала осуществления коммерциализации участниками проектов (и исследовательскими центрами) определяется правилами соответствующего проекта. Управляющей компании, кроме того, предоставлено право осуществлять инвестиционную деятельность в целях коммерциализации результатов исследований, в том числе заключать договоры инвестиционного товарищества, иные договоры, выступать в качестве участника или акционера участников проекта, несмотря на то, что по общему правилу управляющая компания не может выступать в качестве учредителя проекта.
Следует также отметить, что законом вводится понятие «сервисов» - наборов услуг, которые могут осуществляться управляющей компанией, региональными операторами и образовательными организациями, в том числе, за пределами территории инновационного центра «Сколково» и в сети «Интернет». К таким сервисам, относятся, например, бухгалтерские услуги, юридические услуги, услуги в сфере маркетинга, услуги подбора персонала и т. п. Предоставление таких сервисов может осуществлять управляющей компанией и региональными операторами на льготных условиях, если это предусмотрено правилами соответствующего проекта.
Принятыми поправками, также, уточнен перечень источников финансирования деятельности управляющей компании. Помимо финансирования за счет собственных средств и средств федерального бюджета, управляющая компания также вправе финансировать свою деятельность из доходов, полученных от организации предоставления или предоставления сервисов, предоставления услуг таможенного представителя, предоставления возможности использовать инфраструктуру инновационного центра Сколково.
Управляющая компания Сколково также получила дополнительные полномочия в сфере земельных вопросов и градостороительной деятельности на территории непосредственно инновационного центра:
Также, соответствующим образом уточнен и скорректирован перечень полномочий, которые осуществляются на территории центра «Сколково» органами государственной власти.