Помощник адвоката АБ "Арцингер"
Посты
1
Лайки
1

Q&A антидемпинг в ЕАЭС

  • 28 октября 2019 в 12:15
  • 3.9К
  • 1
  • 0

    Привет, Регфорум!

    Предлагаем вашему вниманию публикацию в формате «questions and answers» от коллег из Беларуси. Тема публикации — о том, как происходят антидемпинговые расследования в ЕАЭС, что делает позиции оппонентов сильными. 

    Что такое демпинг? Как он определяется и зачем он нужен производителям?

    Говоря простыми словами, демпинг – это ситуация, когда производитель или продавец товара реализует товар на экспорт дешевле, чем на своем внутреннем рынке.

    Законодательство ЕАЭС, а также многих отдельных государств оперирует двумя основными понятиями: нормальная стоимость и экспортная цена товара. Нормальная стоимость товара определяется на основании цен на товар на внутреннем рынке экспортирующей страны при обычном ходе торговли. Экспортная цена – эта та цена, по которой товар можно приобрести на рынке ЕАЭС или страны, проводящей расследование.

    Если при сравнении нормальная стоимость товара оказывается выше его экспортной цены, в данном случае речь может идти о демпинге. Правильное сравнение нормальной стоимости может быть непростой задачей, поскольку необходимо анализировать примерно равные условия торговли: транспортные и иные накладные расходы, таможенные пошлины, если применимо – схожий период года, если спрос на товар зависит от сезонности. Выраженная в процентах разница нормальной стоимости и экспортной ценой именуется демпинговой маржой и в дальнейшем используется для определения антидемпинговых мер.

    Как правило, основная цель демпинга – завоевать новый иностранный рынок, за счет низких цен выдавив с него иных импортеров и местных производителей. Также многие предприятия, в ущерб прибыли, за счет демпинга запасаются иностранной валютой. Кроме того, иногда демпинг – единственный способ избавиться от излишков продукции и устранить необходимость их утилизации (наиболее это актуально для продуктов питания и иной скоропортящейся продукции).

    Что за Департамент защиты внутреннего рынка и какова практика его деятельности?

    Решения о введении антидемпинговых мер принимаются наднациональной структурой Союза – Коллегией Евразийской экономической комиссией на основании предложений структурного подразделения коллегии – Департамента защиты внутреннего рынка. Департамент – ключевой орган в этой сфере, который анализирует основания для проведения антидемпингового расследования, фиксирует признаки демпинга и определяет, нужно ли вводить антидемпинговые меры, а также их предполагаемый размер.

    За время своей работы Департамент завершил более 30 антидемпинговых расследований. Практика показывает, что чаще Департамент приходит к выводу о наличии демпинга и необходимости введения антидемпинговых пошлин – так, за последние 7 лет Департамент только единожды принял решение не вводить такие меры. Таким исключением является недавнее антидемпинговое расследование в отношении оптоволокна, поставляемого из Японии и США. В данном случае Департамент хоть и зафиксировал наличие демпинга, однако установил, что к существенному замедлению создания отрасли промышленности ЕАЭС по производству оптоволокна это не приводит, так как эта отрасль в Союзе уже создана.

    Что такое антидемпинговые меры? Как принимаются антидемпинговые меры? Достаточно заявления какого-либо участника рынка в ЕАЭС?

    Антидемпинговая мера – это дополнительная пошлина, которой облагается импортируемый товар вдобавок к таможенным пошлинам, НДС и иным применимым платежам. Цель антидемпинговой пошлины ­– устранить ущерб отрасли экономики ЕАЭС, наносимый демпинговым импортом. Размер пошлины не может превышать демпинговую маржу, рассчитанную в ходе расследования, но может быть меньше ее. Как правило, равная антидемпинговая пошлина вводится в отношении всех иностранных экспортеров. Вместе с тем, в рамках расследования Департамент может рассчитать индивидуальную демпинговую маржу в отношении конкретного поставщика, и в зависимости от нее может быть установлена индивидуальная антидемпинговая пошлина.

    Максимальный срок действия пошлин – 5 лет, но по истечении этого срока может быть инициировано повторное расследование, если демпинг сохранился.

    Вторым видом антидемпинговой меры являются добровольные ценовые обязательства иностранных экспортеров: они обязуются не поставлять товар на рынок ЕАЭС ниже определенной цены, которая устранила бы ущерб от демпингового импорта. Если экспортер все же нарушит взятые на себя обязательства, Департамент может принять решение о введении пошлин.

    Коллегия ЕЭК не принимает антидемпинговые меры самостоятельно, для этого необходимо заявление, которое подает местный производитель рассматриваемого товара внутри Союза, которому наносит убытки дешевый импорт товара из-за рубежа. Заявление может подаваться и одновременно группой заявителей, которые должны представлять отрасль экономики ЕАЭС, то есть иметь совместно не менее 25% от общего объема производства рассматриваемого товара в ЕАЭС.

    Кроме того, заявитель (либо заявители) должен показать, что он заручился поддержкой иных производителей товара в ЕАЭС, а именно:

    • заявление должно быть поддержано производителями, совместно с заявителем производящими не менее 25% от объема производства рассматриваемого товара в ЕАЭС; 

    и 

    • объем производства рассматриваемого товара в ЕАЭС заявителем и поддержавшими его производителями должен составлять более 50% от объема производства аналогичного товара всеми производителями Союза, которые каким-либо образом отреагировали на заявление (поддержали либо высказались отрицательно).

    Наличие поддержки подтверждается соответствующими письмами производителей, где они поддерживают введение определенных антидемпинговых мер.

    В случае, если объем производства заявителей уже изначально составляет более 50% производства рассматриваемого товара в ЕАЭС, дополнительных доказательств поддержки заявления иными производителями предоставлять не требуется.

    Заявитель должен представить достоверные и документально подтвержденные сведения о:

    • заявителях, известных импортерах, экспортерах, потребителях, иностранных производителях товара;
    • сравнении импортного товара и товара, производимого в ЕАЭС. В заявлении необходимо ясно показать, что импортируемый товар аналогичен товару, производимому заявителем в ЕАЭС, по своему назначению и потребительским характеристикам;
    • наличии демпингового импорта. Таким образом, в заявлении должно быть показано, что нормальная стоимость товара за рубежом ниже его экспортной цены. Как правило, статистические данные приводятся за 3 предшествующих года;
    • наличии ущерба или угрозы ущерба отрасли экономики ЕАЭС: сокращение объема производства, реализации, снижение рентабельности производства негативное воздействие на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы и инвестиции в данной отрасли экономики ЕАЭС;
    • наличии причинно-следственной связи между демпинговым импортом и ущербом отрасли экономики ЕАЭС.

    Кроме того, заявление должно содержать предложения о введении антидемпинговой меры, то есть указание, какая пошлина, по мнению заявителя, будет достаточной для того, чтобы устранить демпинг.

    Департамент может рассматривать заявление до 30 календарных дней (а при необходимости – продлить этот срок до 60 дней).

    Что делает Департамент? Каковы основные шаги расследования?

    Основная задача Департамента – оценить объективную информацию в отношении импорта товара, являющегося объектом расследования, производства аналогичного товара на территории ЕАЭС, сравнить условия продажи товара за рубежом и Союзе и взаимосвязь этих факторов, придя к выводу о наличии либо отсутствии демпинга.

    При этом Департамент использует различные инструменты и источники информации:

    • Департамент анализирует сведения, изложенные в заявлении о возбуждении расследования, а также комментарии заинтересованных лиц в отношении доводов, указанных в этом заявлении;
    • направляет производителям и иностранным экспортерам товара опросники, где запрашивает информацию по конкретным экономическим показателям производства и продажи товара, рентабельности производства и т.д.;
    • организует проведение публичных слушаний по запросу участников расследования. В ходе слушаний участники имеют возможность устно изложить свою точку зрения на расследование и необходимость введения антидемпинговых мер. Департамент имеет право сам задавать вопросы участникам слушаний для выяснения необходимых обстоятельств;
    • запрашивает у органов управления государств-членов ЕАЭС, их дипломатических и торговых представительств статистические данные о внешней торговле, о внутреннем рынке товара в стране, состоянии соответствующей отрасли производства и т.д.

    Полномочия Департамента не ограничиваются только исследованием документов. Департамент может посылать своих представителей по месту нахождения заинтересованных лиц как в границах Союза, так и за рубеж, для исследования особенностей производства и реализации товара, знакомиться с образцами товара, исследователь производственную и бухгалтерскую документацию организаций и т.д.

    По общему правилу, расследование Департамента длится до 12 месяцев, однако при необходимости может быть продлено еще на 6 месяцев. Как показывает практика расследований, Департамент часто использует предоставленное ему право продления расследования.


    Факт демпинга установлен. Обязательно ли это означает введение антидемпинговых мер?

    Даже если во время расследования был установлен факт демпинга, это необязательно означает введение антидемпинговых мер.

    Во-первых, Департамент может прийти к выводу, что введение антидемпинговой меры может нанести ущерб интересам государств-членов ЕАЭС. Это возможно, например, в ситуации, когда поставки зарубежного товара играют важную роль для развития той или иной индустрии внутри ЕАЭС, и необходимость покупать товар по более высокой цене может ухудшить финансовое состояние предприятий Союза.

    Во-вторых, Департамент может установить, что имеющийся демпинг не наносит ущерб и не создает угрозу его нанесения отрасли экономики Союза (либо этот ущерб незначителен).

    В-третьих, антидемпинговые меры не вводятся в случае, если в ходе расследования выяснится, что размер демпинговой маржи меньше 2%.

    Я продавец (потребитель, дистрибьютор) товара, вокруг которого идет спор в Департаменте. Могу и должен ли я участвовать в расследовании?

    Если в Ваших непосредственных интересах находится введение либо не введение антидемпинговых мер, Вы вполне можете поучаствовать в антидемпинговом расследовании. Потребители товара в ЕАЭС, местные и иностранные производители, импортеры и объединения этих лиц в рамках расследования именуются заинтересованными лицами, и предоставленные такими лицами данные играют большую роль в расследовании Департамента.

    Как правило, в течение 60 календарных дней с даты начала расследования заинтересованные лица могут представить в Департамент свои комментарии, относящиеся к расследованию, которые могут повлиять на результаты расследования: информацию о нормальной стоимости товара, экспортной цене, сравнение характеристик аналогичных товаров, оценить доводы, изложенные в заявлении о возбуждении расследовании и т.д.

    Обычно в тот же срок 60 дней заинтересованные лица могут зарегистрироваться в качестве участников расследования, что дает дополнительные бонусы: возможность знакомиться со всеми не конфиденциальными версиями документов, относящихся к расследованию, участвовать в консультациях с заинтересованными государственными органами и другими участниками расследования, а также ходатайствовать о проведении публичных слушаний.

    Начало расследования определяется датой публикации соответствующего объявления Департаментом, поэтому важно отслеживать текущие новости по этой теме – информация о всех новых расследованиях и их ходе публикуется на сайте Департамента.

    Кроме того, как упоминалось выше, Департамент рассылает всем известным ему экспортерам и производителям товара опросник – если Вы получили такой вопросник, важно максимально полно заполнить его достоверными данными и выслать в Департамент в установленные в нем сроки.

    Добавить
    Помощник адвоката АБ "Арцингер"
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Прямой эфир

    Михаил22 апреля 2024 в 11:24
    Расчет сроков проведения общего собрания участников ООО: особенности применения ст. 191 и 193 ГК РФ
    Александр МИРОЛЮБОВ12 апреля 2024 в 11:22
    В онлайн-сервисе можно получить устав недействующей организации. Но, не всегда
    Андреев Николай5 апреля 2024 в 12:43
    Копию устава в налоговой планируют выдавать бесплатно в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:10
    Минфин выпустил приказ о выдаче уставов в электронном виде