Здравствуйте!
Развитие экономики зависит от многих факторов, в том числе от состояния рынка труда. Взаимосвязь российской экономики с экономиками других стран обуславливает спрос на иностранную рабочую силу: в стране открываются предприятия с иностранным капиталом, функционирование которых зачастую сопряжено с использованием иностранного оборудования или в силу своей специфики предполагает наличие иностранных специалистов. По количеству разрешений на работу, которые были выданы за последние пять лет, можно проследить тенденции в сфере иностранных инвестиций, а также степень зависимости экономики нашей страны от опыта зарубежных специалистов.
Разрешения на работу оформляются для иностранных специалистов из стран, между которыми действует визовый режим. В основном это страны дальнего зарубежья. Процедура получения разрешения на работу сопряжена со множеством требований, которые должны выполнить и работодатель, и работник, а также с расходами на его получение. Зачастую работодатель должен обеспечить для иностранного работника не только документы для работы в России, но и условия для его проживания. Таким образом, привлечение иностранных специалистов из стран дальнего зарубежья к трудовой деятельности в России – более затруднительный процесс по сравнению с наймом работников из России. На наш взгляд, наиболее распространённой причиной использования иностранных работников является именно наличие опыта или навыков, которыми не обладают российские специалисты.
Спрос на опытных работников из-за рубежа можно проследить по общему количеству квот, утверждённых приказами Министерства труда и социальной защиты, а также по количеству квот, распределённым по федеральным округам.[1]
Данные по квотам за 2015-2020 года указаны в соответствии с шестью приказами Министерства труда и социальной защиты (далее – Минтруд), каждым из которых было утверждено последнее актуальное количество квот за каждый год.[2]
Общее количество квот на каждый год устанавливается Правительством РФ на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Федерации, подготовленных с учётом ситуации в сфере миграции, экономического положения в каждом конкретном регионе, а также производственной необходимости привлечения иностранных работников. В течение года (но не позднее 1 декабря) Минтруд на основании приказов перераспределяет квоты между регионами, группами работников определённых профессий, а также меняет количество резервных (нераспределённых) квот с учётом количества полученных документов на оформление разрешений на работу.[3] Квоты, указанные в период с 2015 по 2019 год как резервные – те квоты, которые в итоге остались неиспользованными. Соответственно, количество квот по России без учёта резервных лучше всего позволяет понять состояние спроса на иностранных работников и как этот спрос менялся со временем.
Как видно из таблицы, с 2015 года это количество снизилось более, чем в 2,5 раза. Самое значительное сокращение квот на промежутке в один год произошло в 2016 году: по сравнению с 2015 годом, в Южном федеральном округе квоты были сокращены в 3 раза, в Северо-Кавказском и Поволжском федеральном округах – в 2 раза. С 2015 по 2020 год в ЦФО квоты уменьшились в 2,7 раза, в СЗФО – в 5,6 раз, в ЮФО – в 27 раз, в СКФО – в 15 раз, в ПФО – в 11,3 раз, в УФО – в 4,8 раза, в СФО – в 5,7 раз. Снижение квот на иностранных работников отчасти связано с сокращением иностранных инвестиций в России. По информации ЦБ РФ, в 2018 году по сравнению с 2017 годом они сократились в три раза до $8,8 млрд. В отношении к ВВП это стало минимальным значением за последние десять лет.[4] Это можно увидеть и в резком увеличении количества резервных квот за 2018 год, которые остались нераспределёнными.
Наименьшее сокращение квот (как в процентном, так и количественном соотношении) приходится на Дальневосточный федеральный округ: с 2015 по 2020 год они уменьшились на 18559 квот (почти в 1,5 раза). Это связано с тем, что за последние 5 лет китайский бизнес, несмотря на ввод некоторыми странами экономических ограничений в отношении России и российских компаний, сохранил своё присутствие в дальневосточном регионе: по информации Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, инвестиции КНР составляют 7% от общего размера иностранных инвестиций в Дальний Восток.[5]
В итоге следует сказать, что Правительство РФ постепенно сокращает количество специалистов из дальнего зарубежья на российском рынке труда, что обусловлено в частности сокращением присутствия иностранного бизнеса в России. Вместе с тем стоит отметить, что в ходе пресс-конференции Президента РФ 19 декабря 2019 года Владимир Путин признал тот факт, что экономика нуждается в притоке рабочей силы, ее нехватка - фактор сдерживания для экономики: «Миграцию надо не запрещать, а подходить к делу с умом». В качестве примера он привел опыт Канады, где есть министерство, занимающееся вопросами миграции, где отбирают людей по нескольким критериям, в том числе по возрасту, здоровью и образованию. При этом президент отметил, что в сфере миграции Россия тоже может достичь успехов в странах Средней Азии, приобщив потенциальных мигрантов к российской культуре: «Там мы просто должны внедрять системы образования, открывать курсы по русскому языку, школы российские, филиалы наших вузов»[6]. Этой же цели может послужить и будущий закон, который появится на основе законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статью 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который предполагает установление упрощённого порядка получения гражданства РФ для иностранных студентов, учившихся по очной форме обучения и окончивших с отличием высшие учебные заведения в России.[7] Таким образом, те зарубежные студенты, которые в течение длительного времени находились в российской культурной среде и показали свои успехи во время учёбы, смогут стать новым источником рабочей силы для российского рынка труда.
При этом, несмотря на укрепление экономических связей с отдельными государствами вроде Китая, общая ситуация в сфере привлечения иностранных инвестиций остаётся неудовлетворительной. Чтобы экономика оставалось современной, необходимо обеспечивать условия для работы зарубежных компаний и обмена опыта со специалистами из других стран, в противном случае есть большой риск подвергнуть экономику самоизоляции и технологической стагнации.
____________________________
[1] Обозначения в таблице: ЦФО – Центральный федеральный округ, СЗФО – Северо-Западный федеральный округ, ЮФО – Южный федеральный округ, СКФО – Северо-Кавказский федеральный округ, ПФО – Поволжский федеральный округ, УФО – Уральский федеральный округ, СФО – Сибирский федеральный округ, ДФО – Дальневосточный федеральный округ.
[2] Приказ Минтруда России №890н от 24 ноября 2015 г., Приказ Минтруда России №651н от 15 ноября 2016 г., Приказ Минтруда России №781н от 14 ноября 2017 г., Приказ Минтруда России № 658н от 24 октября 2018 г., Приказ Минтруда России № 741н от 28 ноября 2019 г., Приказ Минтруда России № 791н от 16 декабря 2019 г.
[3] п. «г» ч. 4 Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2013 N800).
[4] URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/19700/bulletin_19-03.pdf - Бюллетень Департамента исследований и прогнозирования Банка России «О чём говорят тренды»
[5] URL: https://tass.ru/vef-2018/articles/5486435 - Китайские инвесторы по-новому открывают для себя Дальний Восток
[6] URL: https://ria.ru/20191219/1562569120.html - Большая пресс-конференция Владимира Путина. Онлайн-репортаж