К 2020 году в России был принят ряд мер, направленных на возвращение средств, выведенных из страны в оффшорные юрисдикции. Потребность в таких мерах возникла давно, однако нормативно-правовое регулирование до сих пор нуждается в доработке, и государство планомерно реформирует его. В октябре 2020 года в Государственной Думе проходит предварительное рассмотрение законопроекта, который, вероятно, станет одним из значительных актов для достижения целей деофшоризации экономики — законопроект № 1026967-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О международных компаниях и международных фондах“ в части уточнения требований к иностранному юридическому лицу, которому может быть предоставлен статус международной компании или международного фонда».
Для того, чтобы узнать, насколько важен этот законопроект, следует вначале обратиться к самому Федеральному закону «О международных компаниях и международных фондах». Он предусматривает регистрацию международных компаний — компаний, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях и соответствующих одновременно всем нижеуказанным требованиям:
Регистрация международных компаний в РФ проводится на территории двух специальных административных районов. На данный момент таких районов только два — острова Русский и Октябрьский. Стать участником этого района можно только путем редомициляции иностранного юридического лица в России — смены юрисдикции компании и ее юридического адреса. Все активы компании остаются на её балансе, обязательства перед другими лицами остаются прежними — эти обстоятельства являются ключевыми и для контрагентов, и для самой компании, которая делает свой выбор в пользу смены юрисдикции и адреса местоположения, как правило, для использования более благоприятного налогового режима.
Среди налоговых льгот, предусмотренных для резидентов специальных административных районов, стоит перечислить следующие:
Однако такие значительные льготы предусмотрены не для всех международных компаний, а только для международных холдинговых компаний. В соответствии со ст. 24.2 НК РФ, международная холдинговая компания — международная компания, учреждённая до 2018 года, предоставившая в регистрационный орган финансовую отчётность за последний на дату регистрации в России финансовый год. Предполагается, что контролирующие лица в этой организации должны были получить такой статус не позже 1 января 2017 года и соответствовать требованиям, указанным в ст. 25.13 НК РФ. Международная холдинговая компания сохраняет этот статус при соблюдении ряда ограничений, установленных налоговым законодательством и законом о международных компаниях. Например, если она владеет акциями российских компаний, то она может их продать не ранее, чем через 5 лет после их приобретения. В итоге вышеперечисленными льготами воспользовались немногие, в основном крупные холдинговые компании с российскими собственниками, попавшие в санкционные списки зарубежных государств по политическим причинам — к концу сентября 2020 года всего зарегистрировано 33 международные компании.
Законопроект № 1026967-7 отменяет одно из требований, установленных законом о международных компаниях в текущей редакции — необходимость регистрации в стране из групп ФАТФ и Манивэл. В итоге получить статус международных компаний теперь могут также и компании из таких популярных в России офшорных юрисдикций, как Сейшелы, Бермуды, Британские Виргинские острова, Белиз и др. Многие холдинговые структуры с российскими собственниками зарегистрированы в этих юрисдикциях, поэтому можно ожидать роста числа заявок для регистрации международных компаний.
С учётом предлагаемых в специальных административных районах льгот можно сказать, что закон обладает значительным потенциалом в плане реформирования налогообложения для бизнеса. Многие российские предприятия делают выбор в пользу офшоров по причине благоприятного инвестиционного климата и защищённости активов, однако главная причина — конкурентные преимущества, которые компании получают в результате использования более благоприятного режима налогообложения. Практика применения более низких (или нулевых) ставок по различным налогам в специальных административных районах может стать полезным экспериментом для дальнейшей либерализации налоговой политики по всей стране, поскольку такие конкурентные преимущества будут доступны для международных холдинговых компаний в России. Однако опыт открытия «внутренних офшоров» будет иметь более значительный эффект при увеличении количества тех, кто мог бы стать участником этих районов. Новый законопроект увеличивает число тех компаний, которые могут претендовать на статус международной холдинговой компании, в том числе за счёт компаний из такой популярной офшорной юрисдикции, как Британские Виргинские острова. Если правительство продолжит постепенное смягчение требований для регистрации международных компаний на островах Русский и Октябрьский, то оно сможет достигнуть большего прогресса в достижении целей по деофшоризации экономики.