Здравствуй, Регфорум!
Сегодняшняя ситуация показывает, что любой рынок неустойчив. Мы привыкли к определённому виду комфорта, поставкам и договорённостям, однако в любой момент в игру могут вступить форс-мажорные обстоятельства, заставляющие бизнес искать альтернативные решения для уже сложившихся алгоритмов. Но рынок всегда испытывает колебания. По статистике, половина компаний закрывается в течение трёх лет с момента открытия, что влечёт за собой сокращение рабочих мест, вынуждающее многих сотрудников и вовсе сменить сферу деятельности. Что необходимо сделать, чтобы в кризисной ситуации сохранить самое главное — своих сотрудников?
Для начала необходимо обозначить, что ситуация не является патовой, потому что практически всё в нашем мире можно заменить. Сегодняшняя нестабильность является нормой. Любое колебание и любая сложность должна быть нормой. Никто не знает, какое будущее нас ждёт? Никто не мог этого знать и на любом из отрезков нашей истории. Основная проблема, которую можно констатировать: все самые большие сложности происходят не из-за самой проблемы, а из-за её ожидания.
Руководитель должен, в первую очередь, донести до своих сотрудников простую мысль: «Не нужно бояться того, что не случилось». Все сложные времена проходят, но сможет ли компания адаптироваться к новым реалиям? Это напрямую зависит от мотивации и атмосферы в компании. Сейчас важно, чтобы каждый сотрудник и руководитель компании понял, что нестабильность рынка — это нормально. В приоритете всегда будет тот человек, который готов искать нестандартные решения для того, чтобы остаться в плюсе и держаться на плаву.
Какие действия предпринять, чтобы не остаться без команды
- Умение коммуницировать и находить нестандартные решения — это основное качество, которым должен обладать как предприниматель, так и сотрудник, чтобы остаться без потерь в сегодняшней нестабильной ситуации.
- Стоит научиться ставить себя на место других: на место работника, на место партнёров. Это поможет лучше понять их запросы и потребности, прояснит мотивировки тех или иных поступков.
- Необходимо идти на уступки и оказывать поддержку. Сейчас крайне важно собрать команду и обсудить проблемные места, чтобы каждый сотрудник почувствовал себя частью компании, чьё мнение имеет значение. Не бойтесь обсуждать с коллегами проблемы компании и совместно их прорабатывать. Преодолевайте вместе с сотрудниками те сложности, которые нужны для роста и восстановления компании.
- Важно найти способы адаптации к новым реалиям.
- Разработать систему мотивации сотрудников.
Как мотивировать сотрудников
Когда-то Генри Форд произнёс такую фразу: «Вы можете отобрать у меня весь капитал, но оставьте мне команду, и я за короткий период снова добьюсь того, что у меня было».Сотрудники являются главным ресурсом компании. В кризисное время особенно важно обращать внимание на выстраивание работы с сотрудниками, а также на то, как их поддержать и мотивировать.
Каждому руководителю для мотивации сотрудников необходимо следующее:
- Организовать комфортное пространство для сотрудников. Они должны чувствовать, что работают в команде. Это повышает внутреннюю мотивацию и усиливает чувство значимости. Для того, чтобы между сотрудниками не было дистанцирования, стоит продумать совместную работу, досуг и рассмотреть различные форматы.
- Чётко представить сотрудникам цели работы в позитивном ключе. Сотрудники чувствуют, что вносят свой вклад только в том случае, если видят чёткие цели. Сотрудники, которые объединены общими целями, имеют больше мотивации и находят смысл в своей работе. Важно, чтобы руководитель транслировал понимание того, что и зачем делает команда. В условиях кризиса большая проблема — это отсутствие ощущения контроля за ситуацией, ресурсами, планами. Давайте сотрудникам это ощущение и чётко распределяйте задачи.
- Хвалить сотрудников и отмечать их успехи. Вовлечённость сотрудников повышается на 50%, если руководители будут отмечать их успехи. Это можно сделать на общем собрании, в рабочем чате или рассылке. Если есть возможность, нужно организовать индивидуальные встречи и лично выражать слова благодарности за вклад в развитие. Это позволит поддержать коллектив и компенсировать возросшую эмоциональную нагрузку.
- Если есть возможность, поощрить своих сотрудников дополнительными выплатами, бонусной системой или подарком. В условиях кризиса важно, чтобы квалифицированные специалисты понимали, что именно они находятся в приоритете компании. Для этого можно ввести дополнительные выплаты за выполнение определённых задач.
- Дать перспективу повышения квалификации. В связи с обстоятельствами все сейчас находятся в подвешенном состоянии. Руководителям необходимо поощрять любые стремления сотрудников в изучении новых навыков. Этот подход способствует укреплению позиций бизнеса и дальнейшее развитие компании.
Как сплотить команду в условиях эмоционального напряжения
- По возможности оградите команду от обсуждений новостных сообщений. В сегодняшних условиях большинство конфликтов возникает по причине политических различий в мнениях сторон. Для предотвращения возникающих споров необходимо ввести ограничение на обсуждения политических тем.
- Нужно успокоиться и перестать придавать огромное значение только данной ситуации. Сотрудникам нужно объяснить, что постоянное обсуждение или даже просто мониторинг новостной повестки оказывает негативное влияние на психику и работу. Если ограничить себя в потреблении подобной информации, рабочий процесс будет протекать продуктивнее.
- Необходимо объяснять сотрудникам, что всё это временно и в скором времени это закончится. Хорошим решением будет пригласить корпоративного психолога.
- В коллективе важно поддерживать здоровую и дружелюбную атмосферу. Придерживайтесь тех традиций, что уже созданы в компании, будь это утренние планёрки или совместные походы в ресторан в пятницу вечером. Это позволит чувствовать стабильность и общность в коллективе.
Что делать, если у сотрудников возникают конфликты из-за разницы во взглядах
Необходимо полностью запретить обсуждение этой темы, сославшись на то, позиция по общественно-политическим вопросам — это личное дело каждого. И чтобы не подвергать дискриминации и психологическому давлению любого члена коллектива, необходимо эту тему из рабочего процесса извлечь.
Лучший способ решить проблему — ставить перед сотрудниками задачи, которые смогут занимать всё рабочее время. Чтобы сотрудники были максимально погружены в процесс, думали, обсуждали и решали только рабочие задачи.
Какие сообщения должен транслировать руководитель
Три ключевых слова-сообщения, на которых нужно акцентировать внимание — это спокойствие, понимание и поддержка.
- Спокойствие. Сейчас непростое время, но ситуация общая. Необходимо прорабатывать волнение и справляться с паникой. Руководителю необходимо дать понять, что будет завтра, куда движется компания.
- Понимание. Дайте сотруднику понять, что руководитель всегда готов его выслушать и пойти навстречу.
- Поддержка. Руководитель должен показывать, что он стремится помогать и поддерживать сотрудников.
Пожалуй, именно на этих трёх пунктах и необходимо строить свою стратегию сбережения команды. Не бойтесь повторять своим сотрудникам, что вы всегда готовы понять их и оказать поддержку. Ситуация закончится, а кризис предприятия может только начаться. Поэтому необходимо начать работу уже сейчас. Максимально вовлекайте команду в выстраивании плана деятельности организации и старайтесь прислушиваться к каждому голосу команды. Это важно.
Автор — Альберт Казарян, психолог, советник по стратегическому развитию.