Какими базами данных налоговики пользуются для выявления неблагонадежных организаций
Еще в начале 2010х годов с целью выявления подставных организаций и обнаружения фактов получения проверяемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, фискальные органы использовали многочисленные информационные ресурсы местного, регионального и федерального уровней.
Так, в одном из писем «для служебного пользования», которое УФНС РФ активно распространяло среди нижестоящих региональных инспекций, и носившем название «О рекомендациях по осуществлению мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков, получающих необоснованную налоговую выгоду с использованием подставных организаций», были перечислены следующие информационные ресурсы:
Как видим, перечень информационных ресурсов, которые стояли на службе инспекторов даже в те, уже далекие времена, был весьма обширен (насколько эффективно проверяющие ими тогда пользовались — отдельный вопрос).
С тех пор «много воды утекло». На смену разрозненным информационным базам пришли гораздо более удобные и подробные информационные системы, которые знают о проверяемых налогоплательщиках практически все. Большая часть вышеперечисленных ИР трансформировалась, став частью (модулем) системы АСК НДС-2, а затем — еще более совершенной АИС «Налог-3», введенной в действие с 2020г.
Кроме того, проверяющими наряду с данными из ИС, анализируется информация и из сети Интернет (сайты АС, судов общей юрисдикции, ФССП, средства массовой информации, соцсети и т.д.).
Возможности АИС Налог-3 позволяют любой инспекции в режиме реального времени, одномоментно получать доступ ко всему объему информации о налогоплательщике, имеющемуся у ФНС, не переключаясь между базами, как это было ранее
Система способна накапливать огромные массивы данных обо всех налогоплательщиках, о рыночных ценах, движении товарно-денежных потоков, взаимосвязях компаний и физических лиц и т.д.
Так, последняя представляет работающему с ней инспектору определенную роль доступа, т.е. права на просмотр или редактирование лишь определенных данных. Это исключает возможность несанкционированного просмотра каких-либо сведений о налогоплательщиках, не входящих в круг обязанностей должностного лица).
Наиболее важной (и опасной) для налогоплательщика является, конечно, система «Контроль НДС».
Камеральные проверки по НДС в настоящее время автоматизированы и проводятся без участия инспектора. Проверяющий лишь получает информацию о выявленных системой расхождениях в сведениях о счетах-фактурах, отраженных у покупателя и поставщика (налоговый разрыв). При этом он вправе провести в т.ч. и углубленную камеральную проверку, несмотря на отсутствие разрывов, если им выявлены признаки схем с участием фирм - однодневок.
Более того, в систему «Контроль НДС» еще был добавлен функционал «Операции особого контроля» (ООК), чьей задачей является:
Самый надежный способ, которым пользуются в этом случае «оптимизаторы» — качественная имитация сделок. «На бумаге» товар перепродается через сложноразветвленную сеть фирм — посредников, ТМЦ «распыляются» через ряд сделок, счет — фактуры также раздробляются. Возможно также смешивание звеньев из цепочки компаний — посредников. Данные действия призваны максимально замаскировать последнее звено — выгодоприобретателя. Тем самым происходит создание не цепочек, а ветвей.
АИС Налог-3 как раз призван помочь налоговикам в данном случае, для чего формируются «Деревья связей», определяются предполагаемые выгодоприобретатели, проводится контрольная работа по месту их постановки на учет.
В систему вносятся результаты контрольных мероприятий и протоколы допросов директоров (свидетелей), данные о передаче информации в правоохранительные органы и итоги проведенных ими оперативно-розыскных мероприятий, об аннулировании ЭЦП, о наличии в ЕГРЮЛ записей о недостоверности, выявлении «схемных» компаний и их роль — словом, все то, что впоследствии может быть расценено как доказательство получения необоснованной налоговой выгоды, извлекаемой потенциальным выгодоприобретателем. Данные мероприятия активно проводятся и в ходе предпроверочного анализа.
ПП «Налоговое администрирование» из АИС Налог-3 включает в себя следующие сведения о налогоплательщике:
На данной подсистеме также стоит остановиться подробнее.
Подсистема содержит сведения обо всех счетах налогоплательщиков, Она позволяет оперативно получать сведения вне зависимости от места постановки на учет конкретного налогоплательщика. Также в ней есть информация обо всех банковских выписках налогоплательщиков, которые запрашивали у кредитных организаций налоговики с 2015 года. Проверяющие видят маршруты движения товарно-денежных потоков, общий оборот по каждому контрагенту.
Есть возможность задавать фильтр по определенным контрагентам и операциям, дате операции, кодам операций, виду и назначению платежа и пр. Это позволяет работать с уже готовыми выборками и не тратить время на сведение тех или иных операций.
ПО налоговиков в настоящее время определяет «сущностные» и «технические» организации, а также фактических выгодоприобретателей налоговых схем. Как я уже писал в одной из статей, посвященных предпроверочнму анализу , роль каждой компании при этом оценивается в баллах. По сумме баллов, определяемых в т.ч. и в соответствии с критериями из Методических рекомендаций из письма ФНС от 29.10.2019 № ЕД-5-2/3755дсп@, фискалы будут отличать реального выгодоприобретателя от технического звена. Мотивированное заключение о наличии (отсутствии) у налогоплательщика признаков выгодоприобретателя подгружается и отображается в системе «Контроль НДС».
Налоговый орган при проверке стороны договора будет оценивать ее, прежде всего, на наличие классических признаков «технической компании»:
Большинство вышеперечисленные сведений о контрагенте налогоплательщик может получить самостоятельно, с помощью информационных ресурсов сети Интернет.
При этом наличие отдельных признаковсамо по себе еще не свидетельствуют о том, что контрагент — «техническая» организация и о получении необоснованной налоговой выгоды именно проверяемым налогоплательщиком (например, основные средства можно арендовать у третьих лиц, персонал контрагента может работать неофициально, записи о недостоверности сведений могут быть внесены уже после исполнения сделки и т.д.).
Но их совокупность заставит налоговые органы особенно тщательно исследовать вопрос о подконтрольности и несамостоятельности подобных организаций и собранные им доказательства вины опровергнуть налогоплательщику будет непросто.