Посты
1
Лайки
7

Росфинмониторинг — кто должен встать на учет?

  • 2 апреля 2014 в 16:21
  • 28К
  • 7
  • 10

    Привет всем!

    Я хотел бы рассказать о некоторых аспектах деятельности Росфинмониторинга, а именно, почему и кому необходимо отчитываться перед этой организацией.

    Вместо вступления

    В последнее время, многие компании в России, в том числе как вновь созданные, так и работающие уже длительное время, помимо привычных процедур в налоговом органе столкнулись с необходимостью постановки на учёт в Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Такая обязанность подчас вызывает недоумение, а иногда и откровенное раздражение, и как следствие, вопрос — зачем вообще это надо.

    А все дело в том, что бурное развитие и усложнение всей финансовой системы, к большому сожалению, сопровождается и развитием криминальной, теневой финансовой деятельности организованных преступных сообществ. При этом размах и масштабы криминала в экономической сфере ставят перед организаторами преступной деятельности в качестве первоочередной задачи — поиск путей и средств легализации денежных средств, полученных незаконным путём. Проще говоря, отмывание денег – это конечная цель по превращению преступности в эффективное высокодоходное производство, и как следствие, концентрации экономической и политической власти в руках криминальных лидеров.

    Учитывая то разнообразие преступных схем, связанных с отмыванием денег, увеличение объёмов финансовых средств, используемых криминальными лидерами, закономерен вопрос об организации эффективной системы государственного контроля и надзора по борьбе с легализацией таких доходов. Ведь не секрет, что все эти доходы могут быть направлены на финансирование деятельности террористических организаций, на распространение оружия, в том числе и оружия массового поражения, а также иные преступные цели.

    Именно в целях устойчивого и безопасного функционирования нашей финансовой системы создан Росфинмониторинг, деятельность которого расширяется и становится особенно значимой в последнее время.

    Для чего необходимо встать на учёт?

    В Российской Федерации учёту подлежат финансовые операции в любой валюте на сумму от 600 000 руб., а при проведении сделок с недвижимостью — от 3 млн. руб. (Федеральный закон от 7.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма").

     В данном случае речь идёт:

    • о снятии или зачислении на банковский счёт организации наличных денежных сумм, а также о внесении в уставный капитал компании наличных денег;
    • о покупке (продаже) наличной иностранной валюты физлицами;
    • о размещении наличных денежных средств в пользу третьего лица на вкладном счёте в банке;
    • о предоставлении беспроцентных займов некридитной организацией;
    • о получении (предоставлении) имущества на условиях лизинга.

    Кроме того, Росфинмониторинг проверяет деятельность некоммерческих организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской или террористической деятельности (п. п. 1.2 и 2 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).

    Кто именно должен становиться на учёт

    Учитывая характер и разнообразие вышеперечисленных операций в сферу интересов Росфинмониторинга попадает довольно внушительный список организаций и индивидуальных предпринимателей, которых преступники могут использовать в своих целях, в том числе и «в слепую». Поэтому, с целью обезопасить себя от криминальных сделок, организациям просто необходимо взаимодействовать с «финансовой разведкой». К числу таких организаций законодатель относит (ст. 5 Закона N 115-ФЗ):

    • кредитные, страховые, лизинговые и микрофинансовые компании, общества взаимного страхования, а также индивидуальные предприниматели — страховщики;
    • участники операций на бирже, федеральная почта, ломбарды;
    • организации и индивидуальные предприниматели, проводящие операции с драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями и ломом из них;
    • организаторы азартных игр: тотализаторы и букмекерские конторы, лотереи и иные основанные на риске игры (в том числе электронные);
    • управляющие компании инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов;
    • риэлторы;
    • компании — операторы по приёму платежей;
    • компании — финансовые агенты по договорам финансирования под уступку денежного требования;
    • кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные.
    • операторы подвижной радиотелефонной связи.

    Постановка на учёт строго определена Административным регламентом (Приказ Росфинмониторинга от 14.02.2012 № 44). Чтобы заявить о себе законом выделено 30 дней. Но для некоторых компаний, действуют дополнительные условия, например:

    лизинговым компаниям дается 30 календарных дней с даты их госрегистрации как юрлиц, или внесения изменений в учредительные документы и в сведения в ЕГРЮЛ (но при этом, не позднее рабочего дня, накануне заключения первого лизингового договора);

    ломбардам — отведено 30 календарных дней с даты госрегистрации как юрлица, либо внесения соответствующих изменений в учредительные документы;

    организаторам азартных игр — определены 30 календарных дней с даты выдачи лицензии (получения разрешения) на целевые виды деятельности;

    организаторы (операторы) лотереи (за исключением государственных и муниципальных лотерей) — 30 календарных дней с даты получения разрешения на проведение лотерей, либо с даты направления уведомления о проведении стимулирующей лотереи, либо с даты заключения договора (контракта) с организатором лотереи (для операторов лотереи);

    операторы по приёму платежей — после заключения договора на целевую деятельность — в течение 30 календарных дней;

    риэлторские компании — в течение 30 календарных дней с даты госрегистрации, или внесения изменений в учредительные документы, но не позднее даты заключения первого целевого договора;

    организации, выступающие в качестве финансовых агентов по договорам финансирования под уступку денежного требования – не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора финансирования под уступку денежного требования.

    Документы в Росфинмониторинг могут представляться на бумажном носителе (адреса подразделений указаны в Приложении 2 к Административному регламенту, а также на официальном сайте — www.fedsfm.ru) или в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (http://www.gosuslugi.ru). Для подачи обращения в электронной форме заявителю необходимо иметь квалифицированную электронную подпись.

    Непосредственно пакет документов состоит из заявления о постановке на учёт (образец приведён в Административном регламенте) и карты по форме 2–КПУ (Приказ Росфинмониторинга от 30.11.2005 № 164 «Об утверждении формы карты постановки на учёт в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы»).

    Если одного из документов нет или он оформлен неправильно, в постановке на учёт откажут. В таком случае организация должна устранить причины отказа и предпринять новую попытку зарегистрироваться в течение 5 рабочих дней.

    Организациям, уже состоящим на учёте, повторно регистрироваться не надо.

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Хорошая информационная статья. Жаль только, что в основном добросовестные предприниматели будут вынуждены отчитываться. А криминал найдет лазейки.

    2 апреля 2014 в 17:335

    Доброе утро.

    Благодарю за ваш комментарий. Боюсь, вы совершенно правы. Кроме того, я думаю, что нельзя исключать "человеческий фактор" по отношению к самим работникам РФМ. Ведь недобросовестные чиновники вполне могут использовать полномочия РФМ, чтобы "кошмарить" неугодные компании.

    3 апреля 2014 в 10:132

    Цитата из статьи

    «Чтобы заявить о себе законом выделено 30 дней»

    Последствия за нарушение срока??

    3 апреля 2014 в 15:471

    Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (Статья 15.27. КоАП РФ)

    4 апреля 2014 в 2:13

    Ни много ни мало, я бы сказала - соответствующее наказание)) Спасибо за ответ

    4 апреля 2014 в 7:46

    Да уж, штраф немаленький...

    10 апреля 2014 в 1:36
    Евгений, подскажите, пожалуйста, в каком акте посмотреть дополнительные условия по срокам постановки на учет? -- не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора финансирования под уступку денежного требования
    10 апреля 2014 в 13:201

    Пункт 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 N 58 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу
    организаций, осуществляющих операции с денежными
    средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей,
    в сфере деятельности которых
    отсутствуют надзорные органы"

    10 апреля 2014 в 20:11
    file:///C:/Users/Admin/Documents/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3/%D0%9070-808-2016__20160406.pdf
    10 февраля 2017 в 14:38
    file:///C:/Users/Admin/Documents/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3/%D0%9070-808-2016__20160406.pdf
    10 февраля 2017 в 14:39

    Прямой эфир

    Nick19862 ноября 2024 в 13:19
    Как получить специальное разрешение Президента РФ на сделку с недружественным лицом