Бытует мнение, что при нотариальном засвидетельствовании верности подписи под формами 2013 нотариус должен проверить полномочия заявителя с проставлением соответствующей удостоверительной надписи по форме 56.
Удостоверительная надпись о засвидетельствовании подлинности подписи представителя юридического лица
Личность представителя установлена, полномочия его проверены.
Попытки найти какой-либо НПА, требующий подобное при указанных обстоятельствах, успехом не увенчались. Зато был выявлен действующий до сих пор Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", содержащий пункт 1.2 статьи 9:
Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение ... удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке... При этом заявитель указывает свои паспортные данные ... и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
И всё. Обращает внимание, что здесь нет ни малейшего упоминания о должности заявителя или его статусе (например, участник или представитель). Т.е. для данного случая специально предусмотрена при нотариальном засвидетельствовании подлинности подписи не 56 форма (представителя юридического лица с проверкой его полномочий), а форма 54:
Удостоверительная надпись о засвидетельствовании подлинности подписи
Личность подписавшего документ установлена.
С указанным выше хорошо коррелирует и подпункт "д" пункта 1 статьи 23 129-ФЗ:
1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
Подготовьте документы для внесения изменений в
ООО или
ИП на Регфоруме
Т.е. законодатель однозначно установил "входной контроль" валидности заявителя регорганом.
Но нотариат России непонятным образом ввел этот контроль, обязав всех нотариусов оказывать дополнительную платную услугу.
Законодатель двойной контроль не предусматривал.
Каким образом, если нотариус проверяет "на выходе" полномочия заявителя, сможет работать вышеозначенный подпункт "д"?
И как в таком случае регорган сможет "на входе" оформить мотивированный законный отказ в государственной услуге по государственной регистрации? Нотариус-то полномочия заявителя проверил и деньги за это получил, и в книгу всё записал.
Впрочем, это уже совсем другая история.
Как и та, что законные отказы, например, по форме Р14001, законом не предусмотрены, кроме помянутого подпункта "д" и подпункта "л" пункта 1 статьи 23 Закона 129-ФЗ.