Спонсор рубрики
«Регистрация юрлиц и ИП»

Устав ООО как основа основ

  • 4 сентября 2013 в 17:06
  • 56040
  • 5
  • 2

С чего начинается Общество? Конечно, не с картинки в твоем букваре. Устав ООО - вот, пожалуй, самый важный, самый главный и самый незаменимый в различных спорах между участниками документ, который может, например, спасти от произвола зазвездившегося участника или расставить приоритеты в вопросах ведения бизнеса. Но устав организации может оказаться бессильным, если он составлен неверно или в нем не прописаны некоторые положения, которые могут урегулировать отношения между участниками.

Итак, давайте подробнее ознакомимся с этим документом и поймем, в чем же вся соль?

Содержание устава организации

Актуальный материал по теме устава ООО, с учетом поправок в ГК РФ от 1 сентября 2014, года  можно почитать в статьях «Чек-лист устава ООО», а также «Приводим устав ООО в соответствие с новой редакцией ГК РФ».

Устав ООО - это единственный учредительный документ организации, который содержит все сведения, подтверждает законность создания фирмы, определяет порядки и условия функционирования общества и возможные взаимоотношения между его участниками.

Почему сейчас лучше использовать оригинальный, а не типовой устав ООО? Дело в том, что именно в оригинальном документе вы можете прописать максимально выгодный для вас вариант ведения бизнеса, ликвидации фирмы. Если в тексте не будет этих специфичных и касающихся только вас данных, то любые споры, любые возникающие проблемы будут решаться согласно Закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ (далее 14-ФЗ). А такой вариант развития событий крайне редко «на руку» бизнесмену. Поэтому лучше все же прописывать все пункты тщательно и досконально, предвосхищая все возможные неприятности и спорные моменты.

Устав организации обязательно должен содержать (п.2, ст.12 14-ФЗ):

  • полное и сокращенное наименование ООО;
  • юридический адрес организации;
  • данные о составе и компетенции органов общества;
  • сведения о порядке принятия органами общества решений;
  • данные о размере уставного капитала;
  • права и обязанности участников;
  • порядок и последствия выхода участника из общества;
  • порядок перехода доли или части доли в уставном капитале к другому лицу;
  • данные о порядке хранения документов ООО и о порядке предоставления обществом информации участникам и другим лицам.

Но много изменений грядет с принятием новых форм. Так, например, написание фирменного наименования организации (большие или маленькие буквы, цвет букв и т.т.) будет теперь отражаться только в уставе ООО (в реестре наименование отражается заглавными буквами, поэтому вариант написания будет представлен только в уставе). Как комментируют в самих налоговых органах, такое решение о внесении наименования большими буквами было принято для унификации реестра. К тому же в ЕГРЮЛ отражается именно наименование, то есть его звучание, а не написание.

К тому же теперь только в уставе организации можно отражать фирменное наименование на иностранном языке, так как эти сведения больше не отражаются в реестре, и, соответственно, для них нет места в новых формах.

Помимо обязательного перечня сведений, указанных в законе 14-ФЗ, учредительный документ может содержать иной порядок действий, предусмотренный законом «по умолчанию». Например, запрет на продажу доли третьим лицам, цели и виды деятельности, наименование и срок полномочий ЕИО.

Не стоит забывать и о таких позициях, как продажа доли третьему лицу, наследование доли. Иначе данные процессы будут проводиться «по умолчанию», то есть так, как прописано в законе. Это не всегда бывает удобно, поэтому заранее продумайте вариант «если иное не предусмотрено уставом», чтобы в будущем упростить себе жизнь.

Правила оформления

Готовый устав прошивается и пронумеровывается, причем нумерация начинается со второй страницы (титульный лист не должен содержать номера страницы, но считается он как первый). Далее на месте сшивки пишется, сколько прошито и пронумеровано листов, учредитель (учредители) расписывается (подпись расшифровывается). Вообще, при подаче документов расписывается заявитель, но теперь заявителями выступают все участники, поэтому на сшивке они также все расписываются. Если устав подается при первичной регистрации, то печать не требуется, только подпись учредителя. Устав можно и не прошивать, но если вы решили это сделать, то читайте об этом в статье «Как прошивать документы на регистрацию».

Устав готовится в двух экземплярах (готовятся два оригинала). Оба экземпляра отдаются в регистрирующий орган, а после регистрации выдается один из них выдается лицу, получающему документы, с отметкой о заверении из налоговой.

Те же правила оформления действуют и при изменении устава уже в ходе деятельности, если меняется весь устав, а не вносятся изменения одним листом.

Утверждение устава ООО

Устав ООО подается в регистрирующий орган при регистрации предприятия, а утверждается он учредителями при учреждении ООО (на общем собрании) совместно с заключением учредительного договора (если учредителей несколько). Когда учредитель один, то он и утверждает устав. Все вопросы, связанные с подготовкой данного документа, решаются этим учредителем в письменном виде, но соблюдать такие условности, как созыв общего собрания, соответственно, не нужно.

По тому же принципу утверждается измененный устав либо изменения к нему. В первом случае готовится и утверждается полностью новый документ, во втором – лист изменений к уже имеющемуся.

Новшества по 312-ФЗ

Федеральный закон от 30.12. 2008 г.  N 312-ФЗ  установил, что единственным учредительным документом общества является теперь только устав, а учредительный договор более не считается учредительным документом. Эти изменения были внесены в Гражданский кодекс РФ и в Федеральный закон N 14-ФЗ.

Согласно новым положениям закона в уставе:

  • не указывается список участников;
  • не указывается распределение долей между участниками;
  • указывается только размер уставного капитала, но нет сведений о внесении УК, данная формулировка заменяется понятием «оплата долей»;
  • выход из общества или продажа доли могут быть запрещены уставом;
  • должны быть прописаны правила выхода участника и правила распределения долей.

Утеря

Конечно, терять устав плохо. Штрафа платить, безусловно, не придется, но в налоговую сходить надо. Копия выдается в территориальной налоговой инспекции, для получения которой необходимо подать в ИФНС заявление на предоставление копии устава и оплатить госпошлину в размере 200 рублей или 400 рублей, если вам нужно срочно получить документ.

В квитанции указываются реквизиты той инспекции, где вы будете получать свою утерянную «ценность». Это МИФНС №46 для Москвы или МИФНС №15 для Санкт-Петербурга.

Но учтите, что в таком случае вам будет выдана именно копия устава. Если изначально вы готовили и подавали для регистрации два оригинала устава, то после утери своего экземпляра вы получите не второй оригинал, а документ с печатью ИФНС «копия».

Устава организации может и не быть?

Новые формы от 4 июля 2013 года повлияли на весь бизнес. Изменения, пусть и косвенно, коснулись устава организации. Теперь только устав будет содержать фирменное написание наименования и наименование на иностранном языке. В будущем планируется внесение изменений в законодательство, которое повлечет за собой фактически отказ от устава для юридических лиц. Это из-за так называемых типовых уставов организаций, которые как раз и подаются при регистрации ООО в большинстве случаев. И если эти изменения вступят в силу, то из ГК РФ уйдут требования об отражении в уставе идентифицирующих сведений, связанных с наименованием, местом нахождения, видами экономической деятельности, со сведениями по филиалам и представительствам. Появится обезличенный утвержденный госорганом устав, на основании которого и будет действовать фирма.  Соответствующая запись будет отражаться в реестре. Устав будет подаваться только в том случае, если он будет действительно оригинальным, то есть если юрлицо решит, что ему не подходят общеустановленные правила, и захочет действовать на основании тех правил, которые в законе прописаны как «если иное не установлено уставом». Вот это «если иное» и будет являться оригинальным, не типовым уставом. Но пока такого закона, нет, поэтому любой организации следует внимательно отнестись к содержанию данного документа, его оформлению и бережному хранению.

                                                                      Редактор Регфорум.ру Анастасия Бычкова

Добавить
Спонсор рубрики «Регистрация юрлиц и ИП»
подготовка всех документов для регистрации ООО
КОНСАЛТА
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:
эх...
5 сентября 2013 в 9:48

Цитата из статьи

«Почему сейчас лучше использовать оригинальный, а не типовой устав?»

Все уставы ООО, в основной своей массе, при регистрации берутся типовыми. Но уже в начале своей деятельности участники определяют основные моменты: доли и распределение прибыли. Поэтому, если в дальнейшем участниками и будет принято решение принять новую редакцию устава, более оригинальную, то основные моменты, как правило, остаются неизменными.  

28 октября 2013 в 17:413